• Пятница, Март 29, 2024

Дмитрий Раичев. «Отныне все мы будем не те»

admin
Январь23/ 2018

Начало нового, 2018 года для всех, кто причастен к смоленским СМИ, началось с «черной молнии». На сей раз она ударила совсем уж по больному. Город и регион лишились последнего «золотого пера» (как написал в Facebook один из коллег): безвременно, неожиданно, непоправимо и несправедливо рано ушел из жизни известный в городе и области журналист, собственный корреспондент «Российской газеты» Дмитрий Раичев. Дурная весть, прилетевшая в соцсети вечером 11 января, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Нет, только не Дима! Со стороны казалось, он незыблем. Независим. Прочен в своей независимости… Но сердце не камень. В жизни есть много такого, отчего ломаются самые сильные. Потому что, как ни крути, щедро наделенные Даром люди, как правило, внутри очень хрупки. Несмотря на внешнюю непобедимость… Или просто молнии точно знают, куда бить?

Так сложилось, что одним из последних больших материалов, написанных Димой, стало интервью, взятое им для «Главной Темы». Точнее, это могло быть интервью, но для Димы, с его умом, опытом и интеллектом, этот жанр уже давно стал слишком простым – а он не искал простых путей. В конце октября руководитель дискуссионного клуба «Общественное мнение» Светлана Воеводина провела в клубе-отеле «Высокое» встречу с кандидатом философских наук Симоном Кордонским, экс-начальником экспертного управления администрации президента, бывшим старшим референтом главы государства, профессором, заведующим кафедрой местного самоуправления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«Дмитрий Раичев, специально для «Главной Темы» – до сих пор, перечитывая эту строку вверху статьи, присланной мне в Facebook Димой, не верю своим глазам. Само его согласие, столь статусного и независимого журналиста, взяться за этот материал и сегодня для меня, как для редактора этого издания, невероятно ценен. После того как материал увидел свет, я узнала, что вместе с организатором этой встречи, Светланой Воеводиной, Дима хотел прийти к нам в гости, в редакцию. Наверное, были идеи. Наверное, нам было о чем поговорить… Я совершенно в этом не сомневаюсь! Но – не успелось. Не получилось. Безумно жаль… Возможно, при иных обстоятельствах в «ГТ» вышел бы еще не один роскошный, полнокровный материал Димы. Но теперь этому не бывать. Остается только горевать и вспоминать…

«Сноб, брюзга и эгоист. Любого другого человека с таким набором характеристик окружающие обходили бы стороной. Его за все перечисленное уважали и даже любили. Полагаю, потому что колючесть эта была совершенно естественной, органичной. Он возвел в ранг персональной религии стремление оставаться самим собой, быть индивидуальным во всех своих проявлениях. В эстетических пристрастиях, в музыке, в кино, в одежде, в политических взглядах, во всем. Всю жизнь он стремился к новому и прогрессивному, скрупулезно выстраивал свой микрокосм, в котором на каждой пылинке стояло клеймо его яркой индивидуальности. Это же на сто процентов узнаваемое клеймо на каждой из миллионов написанных им строчек. Уникальный стиль в сочетании с помноженным на эго нонконформизмом сделали дипломированного энергета зубром смоленской журналистики. Он писал, как и жил. Остро, интересно, образно, по существу, без экивоков и вуалечек. С его мнением можно было не соглашаться, но не заметить, не считаться с ним было нельзя. Он жил своей профессией. Он ей дышал. Неудивительно, что задохнулся… Последний бойскаут в могиканском племени рыцарей смоленской журналистики. Таким я запомню Диму Раичева»,– написал на странице Димы в Facebook бывший редактор «РЕН ТВ Смоленск» Игорь Тупчий.

 

«К своей профессии Дима Раичев относился чрезвычайно серьезно – при том, что она не была для него единственным светом в окошке. Журналистика вообще не свет в окошке.

Всегда выспрашивал – ну хорошо же получилось, да? (я, грешный и вредный редактор, часто ворчал, пусть и «получилось хорошо»). В нашем деле для него был важен результат – едва ли не единственная локальная ценность, сохранившаяся среди всего этого пусто- и празднословия, хайпа и прочих дребезжащих жестянок, ставших ныне критериями успеха. И этот памятник Анатолию Папанову в Вязьме в 2012-м (как и чуть раньше – Юрию Никулину в Демидове) появился во многом благодаря его профессиональной деятельности и неравнодушию человеческому. И укорененному чувству собственного достоинства, что, в отличие от чувства собственной важности, сегодня тоже редкий дар.

Прощай, Митя».

 

Лев Лазаренко, «Российская газета»

«Ты не увидишь, как твоя дочь пойдет в школу, не напишешь в только тебе свойственном стиле статью в блог о Дне журналиста, не отправишься в путешествия, которые так любил, не покажешь очередной суперсовременный гаджет – все… не так. Мы не пересечемся на Блонье, как обычно, ты не расскажешь больше о Нике, об Оле, о профессии, не передашь свой новый диск… Прощай, Дима… Тяжело, больно… Очень рано…»

Специальный корреспондент Государственной телерадиокомпании «Смоленск»Екатерина Левицкая

«Вчера умер Дима Раичев. Последнее золотое перо смоленской журналистики. Последний по-настоящему независимый журналист. Точнее, самоотстраненный. Невероятно едкий, въедливый и ироничный. Я Диму впервые увидел на каком-то смоленском рок-мероприятии. У него была группа, играли какую-то милоту под Ю-ту, кажется. Помню совсем смутно, только через несколько лет смог сопоставить, что это он на гитаре (?) играл. Мы не дружили, лишь изредка приятно общались. Я всегда удивлялся его глубокому погружению в региональные проблемы. Теоретически, с учетом его культурных пристрастий, они его вообще интересовать не должны были. Перечитал несколько его текстов. А блестящие у него были тексты. Мы с некоторыми коллегами регулярно ухмылялись, что Дима выкатывает огромные «простыни». Мы-то все заточились под форматы, а он (я с ним как-то даже обсуждал этот вопрос) не стал. И правильно сделал. Надеюсь, тексты его соберут где-то. В них история несчастного нашего региона. Тексты – тут: https://raichev.livejournal.com/. Там и музыка его в самом начале. Вот, оказывается, Дима музыку писал».

Историк Григорий Пернавский

Ему было для кого жить. Любимая жена, маленькая очаровательная дочка, в которой Раичев души не чаял. Но дело его жизни, его Профессия, была для него Всем. Ему важна была свобода слова, его востребованность, честность. Не фальшивая. Не мнимая. Настоящая. Что-то его сломало. Система? Кризис? Говорить об этом имеют право только самые близкие. Мы же, как и все, будем молиться за «диких сердцем», обретших свободу навсегда.

«Что же сказать? Как сказал один мальчик, случайно бывший при этом: «От­ныне все мы будем не те». Мир», – так закончил в далеком 1997 году свою статью под названием «Осанна БГ» в выпуске «Смоленские губернские ведомости» Дима Раичев.

Мы и дальше будем учиться у тебя. И мы не забудем тебя. Мир.

Автор Инна ПЕТРОВА

Фото Facebook

 

Редакция «Главной Темы» выражает глубокие и искренние соболезнования родным и близким Дмитрия Раичева.

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности