• Пятница, Март 29, 2024

Туберкулез – не приговор! 

Журналист
Июнь21/ 2021

Заболеваемость туберкулезом во всем мире была и остается одной из ведущих медицинских и социальных проблем, но сегодня эта болезнь уже не приговор. 

Положительные тенденции и важные аспекты в борьбе с недугом корреспондент «Главной Темы» обсудил с главврачом областного противотуберкулезного диспансера и главным внештатным специалистом-фтизиатром регионального департамента по здравоохранению Михаилом Гуденковым. 

– Михаил Александрович, как сегодня обстоят дела с заболеваемостью? 

– Последние десятилетия наблюдается стойкая тенденция к снижению основных показателей по туберкулезу. Уровень заболеваемости постоянного населения по итогам 2020 года составил 24,9 на 100 тыс. населения, что на 25% ниже, чем в 2019 году, и на 60% ниже, чем в 2012-м. На 20% снизился и показатель территориальной заболеваемости. Сюда входят постоянное население, иностранцы, у которых диагностирован туберкулез, лица без определенного места жительства, заключенные, а также люди, которые медобслуживание получают в ведомственных учреждениях. 

Оба показателя ниже, чем в среднем по РФ, но одни из самых высоких в ЦФО, поэтому нам есть над чем работать. Особенно важно, что по итогам 2020 года у нас на 34% снизилась смертность от туберкулеза. 

– Кто в группе риска? 

– В первую очередь, это люди, в окружении которых есть больные туберкулезом, а также люди, страдающие заболеваниями, снижающими иммунитет (хронические заболевания органов дыхания, сахарный диабет и др.) И, конечно, в группе риска люди, ведущие асоциальный образ жизни, а также заключенные и иммигранты из стран Средней Азии и Закавказья. 

– Правда ли, что возбудитель болезни может «спать» в организме десятки лет? 

– Это так. Можно инфицироваться в детском или молодом возрасте, можно перенести туберкулез и вылечиться, но в лимфоузлах, в легочной ткани могут сохраняться не до конца зажившие очаги туберкулезной инфекции, где сохраняются живые микобактерии туберкулеза. Поэтому нужно регулярно проходить профилактический осмотр. А снявшимся с учета в первые три года – и это закреплено приказами Минздрава – нужно проходить рентгенологический осмотр на туберкулез два раза в год. 

– Может ли коронавирус спровоцировать рецидив туберкулеза? 

– Прямой связи здесь нет. 

– Что делать, если у кого-то в семье выявили туберкулез? 

– Членам семьи от пятнадцати лет нужно пройти рентгенофлюорографическое обследование. Если есть жалобы на кашель с мокротой – сделать исследование на выделение микобактерий туберкулеза. Детям от года до семи лет – пробу Манту, от восьми до пятнадцати лет – проба с диаскинтестом. Если все нормально, то контрольное обследование повторить через полгода. 

Если у заболевшего открытая форма туберкулеза, всем членам семьи назначается химиопрофилактика на три месяца. Детям она назначается в любом случае. Некоторые родители этому противятся, но статистика очень показательна: из 100 инфицированных детей, получавших химиопрофилактику, только у 8–10 развивается в последующем активный туберкулез. 

– Михаил Александрович, в вашем учреждении есть взрослое, детское отделение, детско-санаторное отделение в Кардымовском районе. А что делается для беременных с таким заболеванием? 

– Мы всегда предупреждаем, что есть вероятность передачи инфекции от матери плоду. Рекомендуем, пока идет лечение, не планировать беременность, чтобы избежать воздействия химиопрепаратов на плод. Наличие активного туберкулеза является показателем для прерывания беременности, если срок небольшой. К сожалению, не все смолянки в этом плане сознательны. А иногда женщина уже на приличном сроке может заразиться… 

Специального отделения для беременных у нас нет. Работаем в тесном взаимодействии с женскими консультациями и родильными домами. Для родоразрешения женщина помещается в обсервационное отделение роддома, в отдельную палату. После родов проводится полная санобработка помещения. Ребенка вакцинируем, и в течение первых двух месяцев с мамой, больной активным туберкулезом, он контактировать не должен – именно в это время у малыша формируется иммунитет. 

– А что делается для предотвращения заражения персонала? 

– У нас строгая система инфекционного контроля. Это использование дезсредств, средств индивидуальной защиты, разделение зон на «чистую» и «заразную», чтобы потоки не пересекались. В последние три года мы не сталкиваемся с заболеванием туберкулезом среди медперсонала нашего диспансера. 

– А что с молодыми кадрами? 

– В последний год наметилась хорошая тенденция. В следующем году к нам придет врач-рентгенолог. В этом году в клиническую ординатуру поступают еще два специалиста. К сожалению, у нас приток не такой активный, как в Калуге и Брянске, где молодым специалистам, приходящим во фтизиатрию, дается служебное жилье, но данный вопрос мы прорабатываем на уровне департамента и курирующего вице-губернатора. 

Надеюсь, положительные изменения будут и это сподвигнет молодежь получать специальности, которые есть в нашем диспансере: врачи-фтизиатры, рентгенологи, врачи клинической лабораторной и микробиологической диагностики. У нас используются очень современные методы ускоренной детекции микобактерии туберкулеза. Мы стараемся идти в ногу со временем, но… помимо современного оборудования, нам нужны молодые специалисты, которые на нем будут работать. 

Лицензия: 67-01-001261 от 7 сентября  2017 года выдана Департаментом Смоленской области по здравоохранению

Внимание! Есть противопоказания, требуется консультация специалиста

 Ольга Батова

 

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности