• Вторник, Май 14, 2024

Симфония о «лабутенах»

admin
Июль19/ 2016

В понедельник, 25 июля, в КЦ «Губернский» будет особенно жарко: Симфонический оркестр IP Orchestra под управлением Игоря Пономаренко собирается устроить в Смоленске целую музыкально-хулиганскую акцию под названием «Наши рок-хиты».

«Главная Тема» взяла интервью у маэстро накануне визита в Смоленск

Земфира, «Кино», «Алиса», «Мумий Тролль», «Ленинград»… Такими вы их еще не слышали. Вивальди вместе с «лабутенами» в одной концертной программе? Легко. Пощечина классическому вкусу? А вот и нет. Коль скоро на афише значится имя Игоря Пономаренко, все стереотипы лучше сразу стереть из сознания. Как и нафталинный образ дирижера-монумента, чинно нависающего над оркестром. Хотя, казалось бы, этому человеку есть от чего «забронзоветь». Выдающийся музыкант современности, чье творчество хорошо известно как в России, так и далеко за ее пределами. Композитор, дирижер, аранжировщик, солист-инструменталист (домра-альт), автор многочисленных музыкальных проектов, основатель и художественный руководитель ансамбля «Терем-квартет», двойного дуэта Ма.Гр.Иг.Ал., создатель, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра IP Orchestra. Но «бронзоветь» ему просто некогда: ждут и Смоленск, и Крым, и Штаты…

Игорь-Пономаренко-дирижер-оркестр (4)

— Игорь Леонидович, Смоленск в вашей биографии отмечен чем-нибудь необычным?

— Что касается гастролей — честно, не помню… Был не раз в гостях у друзей в Смоленске. Но был, был один совершенно восхитительный случай. В прошлый визит оркестра у меня не получилось приехать в Смоленск — как бы иногда ни хотелось, но раздвоиться не получается, я работал в другом месте, а в ваш город поехал другой дирижер. И вот, продюсер потом мне рассказывал, после концерта за кулисы пришли какие-то рассерженные женщины и стали возмущаться: «Не надо нас обманывать! Мы знаем Игоря! Сегодня был не Игорь!» Так что, предчувствую, в этот раз будет нечто необычное, ведь меня в Смоленске знают (смеется).

— Где вы сейчас находитесь?

— Сейчас я в Петербурге. Мы готовимся к гастролям. Через Смоленск поедем на юг — Сочи, Геленджик, Крым. А сегодня готовим международный конкурс (меня год назад пригласили в губернаторский оркестр) и летние концерты в Петербурге. Так что я весь в музыке.

— Какой концерт стал самым эмоционально «взрывным»?

— По-настоящему культовым для меня стал недавний наш питерский концерт в мой день рождения, 30 июня. Я его по старинке назвал отчетным концертом. Раз в год мы традиционно показываем большой микс программ, которые сыграли за последнее время. Эти миксы прекрасно «качают» публику. Сначала она обескуражена, когда оркестр исполняет Queen, а потом вдруг мы играем «Польку» Штрауса и мозг у зрителей вовсе выворачивается наизнанку… но это классные эмоции. Думаю,что свою карьеру мы будем заканчивать тем, что станем возить на гастроли такие миксы из всех программ. Сейчас у нас в гастрольных турах — тематические программы по произведениям Штрауса, отдельно – «Танго страсти» (играем Пьяцоллу), «Киномузыка», «Рок-хиты»… Кайф симфонического оркестра состоит в том, что мы можем миксовать Вивальди с хитами поп-музыки, рок-музыки. И это будет восхитительно и уместно. И это дает возможность жить полной жизнью, быть разными.

— Но разве рядом с классикой уместно ставить в программу такую довольно примитивную музыку, как пресловутые «Лабутены» Шнурова?

— Суть музыки не в том, что она примитивная или не примитивная… Нельзя так рассуждать, ведь на самом деле примитивной музыки не бывает. Ведь если взять кое-что из классики, там будут все те же три гармонии. Но это бесценные произведения, которые живут веками. «Ленинград» в оркестровой аранжировке «качает» залы, и это неудержимый кураж. Только если эту музыку талантливо использовать. Мы, конечно, можем выйти на сцену, такие умные, и выдать такую классику, что публика просто офигеет от фуг. Но вспомните Вертинского: 28 куплетов на один мотив разными словами, а ведь как они глубоки музыкально! Я уж не говорю о словах. Целый космос! Так что нет: музыка примитивной быть не может. Примитивным может быть исполнение.

— Смоленский концерт называется «Наши рок-хиты». Это будет только русский рок?

— Да, он будет преобладать. Но исполним и западные рок-хиты, ведь в Смоленске мы их еще не показывали. Скажу по секрету: это будет предпоказ питерской премьеры этой программы. Смоляне увидят ее самыми первыми. А в Петербурге она пройдет только 1 октября. И только потом «Рок-хиты» отправятся в мировое турне. Мы немного «пощупали» эту программу, она классная: Земфира, «Земляне», «Автограф», «Мумий Тролль», «ДДТ» — как это ни покажется странным, но все это в симфоническом оркестре прекрасно сочетается.

Игорь-Пономаренко-дирижер-оркестр (3)

— Неужели публика однозначно в восторге?

— Публика не дура. Ей не нужно караоке. Ей нужна сложная, качественная аранжировка, ей хочется слышать талантливые вариации на тему. Здесь изысков много и много простора для мысли.

— Проектов в духе «оркестр-играет-мировые-хиты» сейчас довольно много. Как зрителю разобраться, какой из них стоит внимания, а какой нет?

— Знаете, я не люблю очернять коллег. Мы из Петербурга, у нас есть культура, и кидать камни в чужой огород я не стану, хотя мог бы. Какого-то особенного рецепта, как зрителю не потеряться в обилии афиш, нет. Возможно, стоит прислушиваться к сарафанному радио, к отзывам в СМИ и Интернете. Да, сейчас многие используют эту идею очень примитивно и коммерчески: повесили афишу, народ сбежался… Но вместо восторга получил разочарование. Кто-то, наоборот, делает программы чересчур заумные: так, что зритель на два часа превращается в спящее каменное изваяние. Мы не занимаемся коммерцией и никого не пытаемся копировать. Я пока не нашел, у кого из коллег можно что-то украсть. А у нас крадут — и нам радостно. Значит, мы немножко впереди. Я также против того, чтобы использовать солистов. Допустим, выходит на сцену певец и поет, как Майкл Джексон. А зритель в зале сидит и размышляет: похоже или не похоже. Чтобы все было по-настоящему, оригинально, лучше исполнять эту музыку другими средствами. Тогда она получает право на новую жизнь. Думаю, что сейчас только симфонический оркестр может дать ее. Так, что зритель раскроет душу и сразу – «люблю!».

— Это правда, что на концертах вы часто делаете селфи со сцены вместе с залом?

— Да, мы любим похулиганить. Часто прошу зрителей включить телефоны, зажечь огоньки — специально для такого селфи делаем паузы. Зал в темноте, полный огней, — это так красиво! Если кто-то хочет петь, пусть поет. У нас демократические концерты.

— В каком составе оркестр приедет в Смоленск?

— 22 человека — такой хороший гастрольный вариант, созданный именно под эту программу. Кстати, такое количество артистов позволяет сохранять доступные цены на билеты. Мы не жадничаем.

Игорь-Пономаренко-дирижер-оркестр (1)

— И напоследок. Что означает IP в названии оркестра?

— Подумать не хотите? (Смеется.) Это мои инициалы. Нормальная мировая практика в создании бренда. На Западе создатель проекта чаще всего ставит свои инициалы в названии продукта, ведь он полностью за него отвечает. Однажды кто-то из ведущих оговорился и представил нас как оркестр Игоря Пономариа. И мне все больше нравится эта мысль!

Беседовала Инна ПЕТРОВА

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности