• Пятница, Апрель 26, 2024

Люди и бродяги 

Журналист
Апрель22/ 2019

Корреспондент «Главной Темы» побывала в Грузии и своими глазами увидела, как гордые и гостеприимные горцы решают проблему бездомных собак 

Смоленские СМИ часто пишут о нападениях бродячих собак на людей. После таких случаев покусанные вынуждены полгода делать себе уколы от бешенства и ограничивать себя в некоторых привычках. Обсуждается и то, что собак надо стерилизовать, а на это недостаточно денег. Сейчас бездомные животные – наш страх. Догхантеры травят бродячих бедолаг, но проблему это не решает. А во всем цивилизованном мире уничтожение животных считается негуманным. Мы можем посмотреть, как решают проблему с бродягами в Европе или за океаном, но читатель скажет, что это богатые страны, в России нет столько денег. Поэтому давайте рассмотрим проблему с бродячими собаками в Грузии – это небогатая страна, которая только стремится в Европу. 

Столовые-автоматы 

Люди и бродяги 

Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Тбилиси, – псы с сережкой в ухе, томно гуляющие поодиночке среди людской толпы. Прохожие никак не реагируют на бродяг, дети спокойно играют с животными, и родители в панике не оттаскивают малышей от собак – просто ждут, когда их малыш наиграется. 

В 2019 году в городе стали появляться кормушки-автоматы для животных. Работают они так: вы выбрасываете пластик в отверстие кормушки в верхней части – в нижней появляется корм для собак, так же вы можете налить животным воды. Один автомат-кормушка обходится казне Тбилиси в 2500 долларов, собачий домик – в 170 долларов. 

Пока этот проект с кормушками только начитает работать и в Тбилиси – установили всего 20 подобных автоматов. Но администрация города делает все, чтобы проект прижился и кормушек становилось все больше и больше. 

«Когда ты берешь собаку с улицы, ее любовь к тебе будет безгранична» 

Люди и бродяги 

Тико Квалиашвили живет в Тбилиси и занимается спасением животных. Девушке 28 лет, она музыкант. Сама себя Тико зоозащитником не считает – она просто спасает собак, попавших в беду, помогает найти им дом. У нее живут несколько собак. 

Когда мы встретились, она взяла с собой на прогулку Джесси. 

Тико рассказала, что, когда умерла ее любимая собака, она решила взять самую сложную и самую несчастную. Ею стала Джесси, которой на улице выкололи глаз и сломали лапы. Собака боялась людей и ни к кому не подходила. Но благодаря Тико все изменилось: теперь Джесси – открытый и ласковый друг. 

По словам Тико, проект с кормушками для бездомных очень перспективный, но пока не совсем работает – люди пользуются кормушками, чтобы накормить своих собственных собак. 

«В Грузии люди в основном стремятся заводить породистых собак, а чистокровные дворняжки никому не нужны», – смеется Тико. Ее основная цель – своим примером немного поменять отношение к бездомным в умах людей. 

«Когда ты берешь собаку с улицы, ее любовь к тебе будет безгранична. Вот я могу очень любить человека и заботиться о нем, но я никогда не буду знать, когда он предаст меня. А собака никогда тебя не предаст, она будет любить тебя всегда. Эта любовь стоит того, чтобы взять хотя бы одну бродяжку домой», – считает Тико. 

Собачий чип-тюнинг 

Проект поддержки бездомных животных заключается не только в кормушках-автоматах, но и в приютах, где собак стерилизуют, прививают и чипируют. Если во время пребывания в приюте животное не находит себе дом – его отпускают на улицу. Сережка в ухе говорит о том, что животное привито, стерилизовано и неопасно для человека. 

На детских площадках, где гуляют мамы с грудными детьми, могут лежать четвероногие бродяги. Дети с собаками играют, родители собак кормят. И все это хотя и очень гармонично, но абсолютно непривычно для человека, живущего в Смоленске. 

Утверждать, что в Грузии все люди гуманны, я не стану. Иногда зоозащитники находят собак с ужасными и безобразными травмами. Почти всегда, когда охотник берет собаку для работы, а она не оправдывает его надежд, пса оставляют прямо в лесу. Но определенно точно ситуация в стране меняется, и меняют эту ситуацию власти. 

«Выбрасывать друзей на улицу – это предательство» 

Грузинские чиновники открыты к общению и готовы ответить даже на вопросы приезжего иностранного журналиста. 

«Когда вам удобнее будет встретиться с Вахтангом? Вы можете приехать сейчас в мэрию, а можете позже приехать на установку новой кормушки для животных. Он там будет и обязательно найдет для вас время», – ответили мне в мэрии. 

Я и не предполагала, что за несколько минут можно организовать личную встречу. Решив, что это шутка, была готова к тому, что чиновник не станет со мной разговаривать. Но через несколько часов встретилась с руководителем городского департамента по мониторингу за бездомными животными Вахтангом Ломджария. Чиновник приехал в спальный район на окраине Тбилиси на запланированное мероприятие. 

Люди и бродяги 

Во дворе на площадке было много детей и бабушек, присматривающих за внуками, колясок с младенцами, по двору бегали малыши от 2 до 10 лет. И в этой многочисленной утренней тусовке детей и их нянек, периодически перебираясь с одного солнечного места на другое, лежали четыре бездомные собаки с серьгами-клипсами. 

Когда привезли кормушку и стали ее устанавливать, Вахтанг Ломджария не стал фотографироваться в окружении представителей мэрии. Он был окружен дворовыми детьми и объяснял им, что эта будка – для собак, что у собак нет дома, потому что их кто-то выбросил, что собака будет тебя любить независимо от того, породистая она или дворняжка. И что друзей на улицу выбрасывать нельзя – это предательство, а предателем быть плохо. 

«Это все ничего не значит, если не изменится сознание людей» 

По мнению чиновника, истреблять собак – негуманно и непрактично. У животных есть закон миграции  количество собак в одном месте определяет, сколько в этом месте еды и, конечно, заболеваний. 

«Если тут будет достаточно еды для трех собак, тут будет только три собаки. Если собаки исчезнут, то на их место придут новые, но неизвестно, будут ли они привиты и стерилизованы. После стерилизации собаки больше не сбиваются в стаи и становятся неопасными для людей. Когда собака живет в стае, она может быть очень доброй, но если вожак агрессивный, то и вся стая будет агрессивной», – рассказал руководитель департамента по мониторингу за бездомными животными. 

В Грузии сейчас очень много делается для того, чтобы бездомные псы могли поесть, чтобы люди забирали дворняг к себе. Но это все ничего не значит, если не изменится сознание людей, считает Вахтанг Ломджария. 

«Наша основная миссия – чтобы через несколько лет все собаки были привиты и нашли хозяина. Необходимо сделать так, чтобы люди больше не выгоняли животных, чтобы понимали, что так делать нельзя. И если не будет понимания в умах людей, что собак выбрасывать нельзя, мы никогда не станем частью Европы, – поясняет чиновник. – После стерилизации и кастрации собаки живут дольше на два-три года, уменьшается риск заболеваний. Всех нужно привить от бешенства, в нашем регионе существует риск заразиться. Мы в 2018 году сделали приблизительно 4600 операций и 5000 вакцинаций на бешенство. Это очень важно, мы должны учиться жить вместе с бездомными собаками. Но на долгосрочную перспективу мы должны работать с детьми и взрослыми, чтобы все собаки нашли дом, чтобы никто не смог их выбросить». 

На вопрос, почему установку будки так много фотографируют, чиновник объяснил, что это не для того, чтобы все увидели, какие они хорошие, а для того, чтобы частный сектор устанавливал такие же будки у себя. В частных секторах люди сами строят кормушки и будки, это выглядит не очень эстетично и громоздко. «Мы хотим, чтобы люди знали, что есть такие будки – они удобные и не будут портить экстерьер». 

Люди и бродяги 

Послесловие 

Когда я после интервью сидела на ступеньках отеля, ко мне подошел портье Давид. Я рассказала ему, что была приятно удивлена отношением к животным в Грузии и что у нас в Смоленске собаки сбиваются в стаи и их истребляют. А еще есть догхантеры, которые травят собак. Когда я посмотрела на Давида, увидела в его глазах ужас. 

«Как можно истреблять животных? – возмутился грузин. – Я хочу, чтобы все, кто этим занимается в твоем городе, остались без дома и поняли, как это страшно. Но я не желаю им, чтобы после того, как они потеряют дом, в них кто-то выстрелил или отравил, это слишком жестоко. Несмотря на то, что они так делают». 

Текст: Алена ХЛИМАНОВА 

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности