• Пятница, Апрель 19, 2024

«Где я?», или Автостопом по России

admin
Февраль20/ 2018

Это история о человеке, который пытается понять себя, путешествуя по России автостопом, и не признает все существующие нормы жизни

Текст: Илья СКОВОРОДИН

Сейчас, когда вы читаете этот материал, наш герой продолжает свой путь, который начал еще 16 декабря 2017 года. Фотограф Павел Трофимов уже в шестой раз отправился в путешествие по стране с 20-килограммовым рюкзаком за спиной и фотоаппаратом. Как проходит его путь, любой может увидеть в его «Инстаграме».

«Где я?», или Автостопом по России

Куда? Надолго? На что жить?

Именно эти вопросы чаще всего задают недоумевающие друзья Паши, когда он в очередной раз решает поменять оседлую жизнь на дорогу.

– Давно хотел на Камчатку, а это значит, что нужно пройти всю страну до океана, и сколько это займет времени, не знаю. Может, год, а может, больше… Может, вообще странствие станет образом жизни. Пока живу на небольшие накопления. О том, какой заработок будет в дороге, уже думаю. Хочу отойти от прежних специальностей и найти другое ремесло, – отвечает Паша. – В общем, много открытых вопросов, что и как делать, как жить. Однако чувствую радость новых переживаний, впечатлений и великое и неизвестное впереди!

«Где я?», или Автостопом по России

Как все это началось

Эта история началась в 2008 году, когда Паше на Новый год подарили глобус. Он просто ткнул в него пальцем, попав на стык России, Казахстана, Китая и Монголии. Когда он стал изучать это место, оказалось, там есть гора Белуха, почти святое место и самая высокая точка Алтая – именно там ищут Шамбалу, и туда же ходил с экспедицией художник Николай Рерих. Немного поработав после окончания университета и заработав на походную амуницию, Паша автостопом доехал до Новосибирска, а оттуда с товарищем, с которым познакомился через интернет и который тоже хотел пойти в поход, начали «стопить» к горам. Неделю они прожили у подножья горы. Это не был осознанный поход, скорее случайный. Тогда Паша впервые побывал в горах. Потом он уже не мог жить без таких путешествий – непонятная сила его тянула в горы.

«Где я?», или Автостопом по России

После своего первого похода Паша переехал из Смоленска в Санкт-Петербург, где устроился на хорошую перспективную работу в офисе. Свой летний отпуск наш герой провел в походе. Его лето длилось ровно 21 день. Уже на следующий год он без видимых причин уволился и отправился в поход, чтобы уже не пропустить ни единого летнего дня. За 5 месяцев очередного летнего путешествия автостопом Паша посетил Валаам, Алтай, Шавлинские, Мультинские и Каракольские озера, Байкал, остров Ольхон, Шумакскую долину, Крым, гору Демерджи и Долину привидений. Еще в своем первом походе мой друг начал фотографировать на «мыльницу», а во второе путешествие он отправился с профессиональным фотоаппаратом: старался снять горы такими, какими он их видел.

В этом же походе и случился его «арест». Чтобы было легче поймать машину, они с друзьями разделились. Микроавтобус, в котором ехал Паша, остановили и начали обыскивать – полиция проводила разыскные мероприятия. А в Иволгинском дацане, монастыре в Бурятии, из которого как раз и двигался на микроавтобусе Паша, путешественник, чтобы материально поддержать этот самый монастырь, приобрел себе благовония (выглядели они как простая трава в пакете, горстку которой следовало поджечь, чтобы она тлела и благоухала). Обыскав походный рюкзак Павла, доблестные сотрудники органов обнаружили пакетик с травами и, несмотря на то что на нем был указан состав содержимого, задержали хозяина рюкзака «за хранение спайсов». Трофимов просидел в камере больше суток. К ночи следующего дня по лестнице спустился полицейский и крикнул: «Эй, кто тут с чаем?» Пашу отпустили. Но взяли с него две тысячи рублей, чтобы «ускорить процесс освобождения и оформления документов». Так наш друг потерял половину своего бюджета. Но был в этой ситуации и положительный момент, о котором Паша еще не знал.

«Где я?», или Автостопом по России

После задержки путешествие продолжилось. На трассе между Таганрогом и Ростовом Пашу «подобрал» очередной водитель. Это потом он уже устроил Паше экскурсию по Таганрогу, поселил в большом доме на берегу моря и стал другом нашему путешественнику, а пока они просто двигались вперед по трассе.

Таким образом, этот небольшой отрицательный инцидент с «арестом» принес куда больше положительных моментов в жизнь Паши, которых могло и не быть, не задержись он тогда в участке.

После путешествия Паша вернулся в Питер. Со своей следующей работы он тоже летом ушел в поход. Потом переехал в Москву и устроился на работу в большую международную компанию. Когда он хотел уйти с работы в очередной поход, компания не захотела терять специалиста и перевела на удаленный офис. Так Паша стал путешествовать с работой – часами откуда-нибудь из Бурятии отсылал файлы в офис. Проработав так около двух лет, он снова уволился.

«Где я?», или Автостопом по России

– Паша, почему ты уволился, когда работал удаленно? Эта работа приносила деньги, и в офис не надо было ходить?

– Ждешь заказы целый день, как охранник в магазине, ждешь выходных, ждешь зарплату, ждешь, пока не сдохнешь. Стабильность, похожая на смерть (так путешественник отозвался о престижной работе в международной компании – Прим. авт.).

– Почему путешествие для тебя важнее работы? Ты можешь оставить работу ради того, чтобы идти с рюкзаком по дороге?

– Когда я оставлял работу ради путешествий – это было следствием внутренней угнетенности в рабочей обстановке. И чтобы изменить это, я убегал в неизведанное. Сейчас, спустя несколько лет, это выглядит именно так. Но в то же самое время я не утверждаю, что это было правильно. Мне безумно не нравится, когда мою волю вмешивают в чужую. И когда человек, который подчиняет меня себе, сам далеко не идеален и не умен и точно не знает, кто он. Если поставить вопрос, вредна ли была моя работа – я отвечу «да». Поэтому я убегал. Дважды увольнялся и уходил в походы, и оба раза это был побег. И в обоих случаях работа была идентичная. Сейчас занимаюсь другой деятельностью, и это больше не пятидневка. Я – вольнонаемный фотограф-видеограф. Другие правила, другой мир. И мне больше не хочется убежать.

– Многие говорят, что хотят уйти с работы и, как ты, отправиться в путешествие, но так этого и не делают.

– Я не знаю, почему они так не делают. Значит, их работа не такая уж и плохая, как им кажется.

«Где я?», или Автостопом по России

– Этот твой длинный путь чему-то тебя научил?

– Разумеется, да. Это опыт путешествий и общения с людьми и природой. Но не все осознается и сейчас. Только научившись правильно понимать свои чувства, я смог бы ответить, что именно дали мне все походы.

– Чем ты можешь поделиться с людьми, пройдя такой длинный путь?

– Что тут скажешь? Путешествовать можно с минимальными финансами. Добро есть в людях. Идущему открываются пути. Нужно всегда понимать свои чувства и действовать правильно, со светлыми намерениями, перед богом и в диких местах, и среди людей – это ключевое.

«Где я?», или Автостопом по России

– Какая самая высокая точка, которую ты посетил?

– Я не альпинист – максимум бывал на 3050 м. Этот пик называется смешно – Катька Дура. Это на границе с Монголией. Восточные Саяны, Бурятия.

– Почему ты идешь в горы, а не путешествуешь all inclusive?

– В горах нет расслабленных туристов. На берегу моря люди расслабляются, бьют в барабаны. В горы барабан с собой не утащишь, лишний килограмм с собой не возьмешь, ленивый туда не пойдет. В горах нет лишних. Там практически никого нет – поэтому только ты и природа. «Классический» отдых лично для меня – скучный. В диких местах люди по-другому относятся друг к другу. Если встречаешь в горах на тропе людей – здороваешься со всеми – там все друг другу родные. Люди из самых разных областей и стран – все находят общий язык. Там больше чувствуешь связь, объединяющую все сущее. Там ты понимаешь, что мы всего лишь пыль, ничто по сравнению с природой. Когда ты стоишь лицом к лицу к каменной стене, понимая ее масштабы, ощущаешь себя песчинкой. В городе мы этого не замечаем и забываем, кто мы и что на самом деле важно в жизни. Последние два похода я ходил один.

На Кавказе долго стоял на одном месте, настраивая фотоаппарат ради одного кадра, вставал в 5 утра, чтобы поймать рассвет.

После того как я провел не один месяц в каменных тундрах, у меня было впечатление, что я как будто какую-то войну прошел. Хотя среди камней я чувствовал себя хорошо. Такое напряженно возвышенное состояние.

«Где я?», или Автостопом по России

– Чем отличаются друг от друга горы, которые ты видел?

– У каждой местности свой характер. На Алтае множество живописных мест, разных по духу. Впервые оказался в горах. И этим местом стала священная гора Белуха (или Уч-Сумер, что означает «три вершины»). Там было нечто захватывающее и возвышенное. Постоянно находился в состоянии восторга. Словно что-то во мне наконец-то вырвалось на свободу. Но были также и места, в которых было жутко, там чувствовалась опасность, хотя внешне все было спокойно. Горы – они такие… молчаливые, неумолимые, величественные. У Белухи находились около недели, и за это время сложилось впечатление, что находишься в каком-то планетарных масштабов механизме, рождающем погоду. В одно утро был ветер, который перемещался некой массой вокруг озера (Аккем) между каменных хребтов. Когда он проходил по нашей стороне, палатка буквально трепыхалась. Потом он уходил дальше, разворачивался, мчался по другой стороне, и снова шквал через всю стоянку. Было впечатление, что ветер живой.

Горная часть Алтая имеет суровый нрав. Внутренне нужно всегда оставаться лицом к величию духа гор. Горы, как известно, не прощают ни ошибок, ни невежества.

Восточные Саяны гораздо мягче – там спокойнее и как-то тише.

Кавказ – в районе Казбека,– наверное, просто жесток и беспощаден. Характер с выраженным темпераментом. Мы были там весной, в апреле. В Кармадонском ущелье одна сторона просто сыпала камнями постоянно каждые минут 5–10. На нашей стороне в одном участке со склона скатился «малыш» диаметром метр-полтора и перепрыгнул тропу, по которой мы прошли секунд за 20–30 до этого, я был замыкающим.

Байкал вообще спокойный – созерцательный, даже в грозу, в шторм… хотя я, может, не видел всех его проявлений.

– Этот камень на Кавказе не повредил вам ничего?

– Камень не повредил никого; если с таким встретишься – разговор окончен.

«Где я?», или Автостопом по России

– Расскажи, что ты берешь с собой в поход. Какой набор вещей обязателен?

– Со временем набор пополнился, и вот он: палатка, спальник (раньше был летний, до -4 градусов, сейчас до -30, пуховый), обычный коврик-пенка, топор, пила цепная, котелок, кружка, ложка, нож. Пара зажигалок и спички. Одежда – по-разному. Изначально две пары обуви – ботинки и кроссовки. Потом сандалии вместо кроссовок. Потом серьезные трекинговые ботинки для суровых пеших вылазок – типа каменной тундры, где приходится идти по острым граням камней целыми днями (как по курумнику разного размера). Из одежды – шляпа, шапка, шарф, куртка от дождя и ветра. Такие же штаны, подштанники и шерстяные носки на ночь. Термобельем я до сих пор не обзавелся – этот пробел восполню. С 2011 года со мной всегда газовая горелка – это очень удобно.

– Что ты берешь с собой из еды и как готовишь в горах?

– Готовлю прямо в палатке. Обычно с собой есть что-то белковое, вроде гороха или нута, гречка, приправы из сушеных овощей, сладости, например козинаки, инжир, финики, изюм. Чай и кофе молотый, варю в стакане. Еще мы брали с собой топленое масло. Соевое мясо. Соевое – потому что белок и он сухой и легкий до приготовления.

Из мясных тем с собой обычно ничего нет. Иногда консервы рыбные. Но практика показывает, когда ешь мясо – идти тяжелее. Состояние более сонное, что ли.

– Готовишь на горелке?

– Без горелки это костер. Тут все по обстоятельствам – есть дрова/ нет дров. В последнее время беру с собой только пилу на всякий случай – топор оставляю дома, минус 1 кг веса.

В общем, горелка – это везде и всегда, и быстро. Цена от 1000 р. с лишним. Моя весит граммов 150 – накручивается прямо на баллон, и 400 г баллона хватает на 14 литров кипятка.

– Скромный набор еды. Наверное, вспоминаешь часто домашнюю пищу, чего больше всего хочется, по какой еде скучаешь?

– Сладкого больше хочется, чем мяса. Как-то шли по берегу Байкала 100 км – и каждый мечтал о чем-то вкусном. Я думал о пирожках с яблоками без сахара, чтоб с кислинкой были, и грейпфрутовом соке.

– А где ты спал в горах?

– Где палатку поставил – там и спал. У придорожного кафе, например. Придорожное кафе любое у дороги – когда «стопом» едешь. Или в лесу, чтобы с дороги не видно было. Или в горах. Где придется – там и спишь.

– Ты встречал диких животных на пути?

– Животных особенно не встречал. В Краснодарском крае шакалов слышал – в 10 метрах от палатки выли. Енотов там же видел. На Кольском – свежие следы молодого медведя видел и шерсть на ветках, на Валааме лося видел. На Соловках кормил с рук окуней. Там же видел тюленей и лисицу, подошла близко, метра на 3-4 от меня. На Байкале видел нерпу.

– Животные не представляли для тебя опасность?

– Нет, видел много клещей на берегу Байкала весной. Товарищу чуть в задницу (простите) не заполз один, вовремя он его заметил и вытащил.

– У тебя есть мечта?

– Мечта есть – найти свое истинное предназначение. Найти свой правильный путь в жизни. Я хочу чувствовать, что нахожусь на своем месте и делаю, что истинно должен. Для этого мне предстоит много внутренних работ. Именно поэтому сейчас не вижу смысла бежать в походы. Ведь пространство для деятельности всегда во мне. От жизни я получаю все, что нужно, и своевременно. То, к чему я готов – у меня есть.

 

Маршруты путешествий Павла Трофимова:

  • 2008 – Алтай, подножие горы Белуха
  • 2009 – Краснодарский край, побережье. Дольмены на реке Жане, село Пшада, гора Цыганкова
  • 2011 – Валаам
  • 2011 – Алтай, Шавлинские озера, Мультинские озера, Каракольские озера
  • 2011 – Байкал, остров Ольхон, Шумакская долина
  • 2011 – Крым, г. Демерджи, Долина привидений
  • 2013 – Бурятия, район Мунку-Сардык
  • 2013 – поход вдоль Байкала до Ольхона
  • 2014 – Северная Осетия, Столовая гора (заход со стороны Ингушетии)
  • 2014 – Северная Осетия, Кармадонское (Геналдонское) ущелье, радоновые источники
  • 2014 – Соловецкие острова
  • 2014 – Мурманская область, Кольский полуостров, Ловозерские тундры
  • 2017-2018 – Казань – Новосибирск – Ангарск – Владивосток – Камчатка

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности