• Четверг, Апрель 25, 2024

Дерево с иголочки

admin
Апрель08/ 2019

Как ель превратилась в праздничное дерево и почему она стала самым популярным стройматериалом у крестьян

Ель – дерево известное и всем нам хорошо знакомое. Да и узнать елку среди других деревьев совсем не трудно: ее зеленые, покрытые иголками лапы, которые «зимой и летом одним цветом», вряд ли перепутаешь с чем-то другим. Правда, в нашей стране людям широко известен лишь один вид ели – ель обыкновенная, которую можно встретить в наших лесах и парках.

Популярность набирают и привезенные из Америки декоративные виды елочек, такие как голубая и серебристая ель. Такие деревья не встретишь в природе: их выращивают в специальных питомниках и высаживают на территории парков и частных домов для украшения территории. А ведь есть еще и плакучие ели, и другие разновидности этого хвойного дерева, о которых большинство смолян даже и не слышало. Впрочем, об истории елочек в России многим из нас вообще мало что известно.

Праздничная история

Елка – единственное дерево в нашей стране, которое большую часть своей жизни играет роль Золушки и лишь один раз в году превращается в настоящую красавицу. Речь, конечно, идет о традиции украшать елку гирляндами и игрушками на Новый год. Наряженные яркие елочки появляются на центральных площадях больших и маленьких городов, приветливо сияют с витрин магазинов и радуют детей и взрослых дома. Право называться родоначальниками этой красивой новогодней традиции приписывают себе жители Латвии: мол, именно в Риге в 1510 году была наряжена и установлена первая в мире праздничная новогодняя красавица.

Правда, далеко не все согласны с этим утверждением. Так, жители Германии утверждают, что идея наряжать елочку в честь праздника принадлежит лютеранам, которые в компании с украшенным деревом отмечали Рождество. Мол, впервые праздничные ели появились в Эльзасе и выставлялись не только на городских площадях, но и в витринах многих магазинов. А уже потом, мол, рождественская ель превратилась в новогоднее дерево. Вдобавок лютеранам приписывают также изобретение и еще одного праздничного хвойного украшения – елового венка, который принято вешать не только внутри дома, но и на входную дверь.

В России первые праздничные елочки появились еще в девятнадцатом веке, правда, только во дворцах благодаря прибывшим из Германии царским супругам, которые не желали расставаться с любимой традицией. Однако в середине того же века наряженные елки «вышли в народ»: владеющие аптеками швейцарцы начали выставлять украшенные к празднику деревья в своих витринах, а после – и торговать наряженными елками. Правда, такие елки были очень дорогими, поэтому позволить их себе могли только очень богатые люди.

А вот после революции елочкам не повезло: в 1918 году на них начались гонения, а уже в 1929 году наряжать елку к празднику официально запретили, объявив эту традицию ненужным более пережитком прошлого. К счастью, гонения на сияющее огнями дерево продолжались недолго: вскоре вождю предложили возродить украшение елки к празднику, правда, делать это не в честь Рождества, а к Новому году. Таким образом, уже в 1936 году елка была возвращена в дома советских жителей в статусе новогоднего дерева, а уже в следующем году в стране открылся первый завод по производству елочных игрушек. Именно с этого времени праздничная елочка вошла в каждый дом, в школы и детские сады и стала непременным атрибутом новогоднего праздника вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, веселыми хороводами и прочими известными сегодня праздничными традициями. Так что не прошло еще и ста лет с того момента, как елка стала центром новогоднего торжества.

Слаба корнями, богата грибами

Впрочем, ель на Руси была известна далеко не только своим праздничным предназначением. Как известно, заросли молодых елей принято называть ельниками, однако изначально этим словом обозначались еловые лапы, которыми во время похоронной церемонии устилали дорогу на кладбище. С этой печальной традицией, увы, многие тоже знакомы не понаслышке.

В петровские времена еловыми лапами отмечали вход в питейные заведения. Отсюда, к слову, и пошла традиция именовать пьяницу «елкиным». Правда, в качестве подобного опознавательного знака для кабаков елка просуществовала совсем недолго, и уже в девятнадцатом веке от этой традиции не осталось и следа.

Еловые леса имеют как свои неоспоримые достоинства, так и недостатки. Как известно, ели обладают поверхностной корневой системой, и во время сильных штормов и ураганов именно еловые леса страдают больше других, превращаясь в сплошные буреломы. Ведь если сосна под сильным ветром ломается едва ли не пополам, то ели (прежде всего молодые) зачастую выворачиваются с корнем. Вдобавок в чистых ельниках практически нет подлеска; здесь приживаются лишь немногие растения да несколько видов грибов. Из грибов съедобных это, прежде всего, рыжики (правда, в густых еловых лесах шляпки у них не рыжего, а красного цвета), рядовки, некоторые виды груздей, изредка могут встретиться лисички, а еще реже – белые грибы. Однако лидерами среди съедобных грибов в еловом лесу остаются сыроежки, но больше всего в ельниках все-таки грибов несъедобных, а именно – различных видов мухоморов.

Сегодня еловую древесину по большей части используют лишь для производства целлюлозы, из которой, в свою очередь, делают бумагу, картон и так далее, а также частично используют для производства мебели и строительных материалов. Раньше из нее же делали кинопленку, которая очень хорошо горела.

Очень редкая разновидность ели – резонаторная – используется для производства музыкальных инструментов, например грифов для гитар, скрипок, роялей и др. Правда, данный вид встречается крайне редко и растет исключительно в горах на большой высоте (например, на Кавказе, в Альпах или Карпатах). На Севере из ели в прошлом нередко делали и основы для икон, заменяя ими дефицитные основы из липы и кипариса. А получаемый из ели уголь широко использовался в кузнечном деле и для выплавки железа вплоть до девятнадцатого века.

Дом, который построили из ели

Однако основная сфера, в которой в прошлом широко использовалась ель, – это строительство домов. Именно из елей большая часть русских крестьян (даже самые бедные) возводили свои дома и бани. Ели было много, она была дешевой, ее можно было легко сплавить по рекам и установить на выбранном месте. Вдобавок еловые дома можно было ставить без фундамента, а за счет высокой влагоотдачи внутри еловых домов было сухо. К тому же их не нужно было дополнительно утеплять, они и так прекрасно сохраняли тепло. Единственное но – со временем стены сложенных из ели домов становились серыми, поэтому богатые терема и хоромы строились из сосны, чья древесина на вид куда интересней и красивее. А вот для небогатых крестьян внешний вид их домов играл далеко не самую важную роль, а по всем другим аспектам ель их более чем устраивала.

На Смоленщине из ели также делали деревянные шпалы для железнодорожных путей. И даже срубы под башнями крепостной стены, выполнявшие роль фундамента, изначально были именно еловыми. Из еловой древесины чаще всего возводили тыны и деревянные укрепления: пусть они и быстро приходили в негодность, зато были недорогими и легкодоступными.

Впрочем, не только древесина елочек шла в ход и приносила пользу человеку. К примеру, в период развития лесохимии из нее стали делать «табуретовку» – этиловые и метиловые виды спирта. Также из ели производили изоляционные материалы, скипидар и его производные. Кора молодых елочек является источником полезных дубильных веществ, а еловые шишки издревле считались лучшим топливом для самоваров. Нашлось применение елочкам и в народной медицине: зеленые шишки считались действенным лекарством от легочных и других заболеваний, хвоя использовалась для борьбы с цингой, а также в ход нередко шли почки и другие части елового «тела».

Нашлось елочкам и декоративное применение: карликовые виды деревьев, например, используются в ландшафтном дизайне. Популярны елки и для озеленения городов: они дают очень много кислорода, однако от сильно загрязненного воздуха начинают гибнуть.

К сожалению, сегодня на Смоленщине очень тяжело найти масштабные еловые леса, тем более такие, где деревья могут похвастаться внушительным возрастом. Пожалуй, единственный такой смоленский ельник находится на территории национального парка «Смоленское Поозерье»: возраст многих деревьев здесь насчитывает более ста лет, а диаметр их стволов порой достигает более метра.

Текст: Михаил ЕВДОКИМОВ

Метки: ,

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности