• Суббота, Апрель 20, 2024

«Русская литература начинается с меня!»

Журналист
Ноябрь12/ 2018

Ученый, писатель, доктор филологических наук Виктор Ильин глазами друзей, коллег, своих последователей и студентов

На минувшей неделе, 7 ноября, одному из главных вузов города – Смоленскому государственному университету – исполнилось сто лет. Но буквально за пару дней до большого юбилея университет потрясла печальная весть: ушел из жизни почетный профессор СмолГУ, ученый и член Союза писателей, доктор филологических наук и талантливый преподаватель Виктор Васильевич Ильин. Ему было 89 лет – практически ровесник самого вуза и один из самых ярких и запоминающихся его преподавателей.

Виктора Васильевича недаром называли одним из самых выдающихся ученых современности: его перу принадлежат более четырехсот научных работ, в том числе полтора десятка монографий. Необычайно широка была сфера его научных интересов: древнерусская литература, русская литература и критика 19-го века, литература Смоленщины, а также Смоленская поэтическая школа, прежде всего – Александр Твардовский, который, по мнению Виктора Васильевича, более чем заслуживал звания «великий русский поэт».

С Виктором Васильевичем я познакомилась, будучи студенткой отделения журналистики на филологическом факультете. Каждый раз он медленно входил в аудиторию, неспешно занимал свое место за столом и доставал стопку карточек с лекцией из нагрудного кармана. Однако лекции он не читал, а именно рассказывал, увлекаясь и увлекая нас, студентов, необыкновенно волнующим и захватывающим миром русской литературы. А потом был экзамен, на котором я (как сейчас помню) беседовала с ним о героях романа Гончарова «Обломов»…

Своими воспоминаниями о Викторе Васильевиче мы попросили поделиться его коллег, последователей и студентов.

«Русская литература начинается с меня!»

– Принадлежать к научной школе Виктора Васильевича Ильина, школе Смоленского литературного краеведения, почетно и ответственно. Планка, которую задал наш Учитель, очень высока. Его искренняя, сыновья любовь к малой и большой Родине явственно чувствуется в многочисленных печатных трудах и выступлениях на различных форумах. Без этой любви не осуществился бы грандиозный проект В.В. Ильина – 45-томное издание «Смоленская земля в памятниках русской словесности», не имеющее аналогов в других областях РФ.

Служение делу, подвижничество – вот слова, наиболее подходящие к характеристике Виктора Васильевича. Показателен его собственный пример. Крестьянский сын смог выдержать большой конкурс и поступить в 1947 году в наш родной пединститут. Учился в трудные послевоенные годы, когда в отсутствие общежития студенты вынуждены были жить в аудиториях на 2-м этаже старого корпуса. Блестяще учился (еще будучи студентом, прослыл прекрасным оратором – готов был часами глубоко и эмоционально выступать на семинарах).

Тогда же начал осваивать жанр литературной критики: выступил в местной газете с разбором книг маститых поэтов, которые, разгневавшись на высказанные замечания, ходатайствовали об исключении дерзкого студент из вуза. Хорошо, что мудрое руководство взяло его под защиту, институтский диплом был получен.

Прежде чем прийти на работу в родной институт, Виктор Васильевич трудился в Духовщинском педагогическом училище и в областном отделе народного образования (школьным инспектором). На мысль о поступлении в аспирантуру навел В.В. Ильина преподаватель кафедры педагогики СГПИ А.П. Рыжков. Работая над диссертацией, он не раз обращался за помощью к Виктору Васильевичу, связанной с его инспекторской деятельностью.

Увидев большой аналитический потенциал коллеги, Рыжков рассказал о нем профессору Головенченко, работавшему на кафедре литературы Московского пединститута им. В.И. Ленина. Выдержав конкурс в 7 человек на место, В.В. Ильин поступил в аспирантуру. Свою диссертацию он написал за три месяца до окончания аспирантуры и вскоре блестяще защитил кандидатскую по наследию Д.И. Писарева. Далее его ждала работа в Шахтинском пединституте Ростовской области. Хорошо зарекомендовавшего себя молодого преподавателя пытались удержать в вузе, но Виктор Васильевич рвался на Смоленщину. В 1966 году он прошел по конкурсу на кафедру литературы СГПИ и до последних дней жизни трудился здесь.

В 1983 году в Москве В.В. Ильин защитил докторскую диссертацию «Проблемы типологии русской реальной критики». Писал он свою работу, не уходя в докторантуру, выкраивая по крохам время для нее. Старший преподаватель – доцент – замдекана факультета русского языка и литературы – завкафедрой литературы и фольклора – почетный профессор – таков путь, пройденный Виктором Васильевичем.

Виктор Ильин сам вводил в научный оборот ранее не известные факты, обнаруженные им в архивах. Чего только стоят его важнейшие разыскания о родословной Александра Твардовского, из которых мы узнали о дворянских корнях поэта по материнской линии!

К такой же деятельности он побуждал и других. Так, услышав в 1985 году выступление Ивана Твардовского на конференции, проходившей в ИРЛИ, Виктор Васильевич первым предложил ему записать свои воспоминания о брате. Так появились вызвавшие большой общественный резонанс мемуары «Страницы пережитого», поведавшие о трагедии раскулачивания крестьянской семьи Твардовских. Рассказывал Виктор Васильевич и о таком эпизоде: на экзамене одна из студенток-заочниц стала жаловаться профессору на свою тяжелую судьбу сельской учительницы, да еще и с пьющим мужем. Узнав, что она из Починковского района, экзаменатор посоветовал женщине заняться изучением творчества и страниц биографии юного Твардовского. В результате, статью учительницы опубликовали в авторитетном сборнике Пушкинского Дома!

Это лишь некоторые штрихи к портрету выдающегося ученого. О нем можно книги писать и фильмы снимать.

Светлый образ Виктора Васильевича Ильина навсегда сохранится в моем сердце.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Оксана Новикова

***

– Юбилейная для Смоленского государственного университета неделя началась со скорбного события. Вечером 5 ноября 2018 года ушел из жизни почетный профессор университета Виктор Васильевич Ильин, мой учитель и коллега.

Если бы мне предложили охарактеризовать его одним словом, я бы сказала, что Виктор Васильевич для меня – воплощение ВЕРНОСТИ – одной женщине, одной профессии, литературе. И в ней – Древней Руси и Твардовскому.

И стойкость у него необыкновенная – от родителей-крестьян и его героев – древнерусских подвижников, от бойца Александра Трифоновича. Я хорошо помню, как 1 сентября 1990 года я пришла на первый курс литфака. На первой же лекции в аудиторию вошел Виктор Васильевич и, подняв руку вверх, торжественно сказал: «Русская литература начинается с меня!» Это был курс древнерусской литературы. Да, она так и началась – с него, с прекрасных текстов, таких далеких по времени и таких мудрых и мужественных! И Виктор Васильевич навсегда останется проводником в этот мир.

Учителя, ученые, писатели не уходят навсегда. Они с нами, в нас, в своих работах – говорят все с новыми поколениями. Пусть этот диалог никогда не прекратится! Вам не будет за нас стыдно, дорогой Виктор Васильевич! Ваше дело будет жить! И Вы навсегда в наших сердцах!

Доктор филологических наук, профессор, завкафедрой литературы и журналистики СмолГУ Ирина Романова

«Русская литература начинается с меня!»

***

– Я сдавала Виктору Васильевичу экзамен только один раз (хотя вел он у нас не один курс), но почему-то хорошо это помню. Точнее, хорошо помню финал своего выступления.

Это было несколько лет назад, экзамен по одному из периодов отечественной литературы у группы журналистов. После ответов на вопросы из билета я читала наизусть Некрасова – что-то весьма попсовое, кажется, «Я не люблю иронии твоей…». Подглядывала мельком, если честно.

Я вообще люблю декламировать стихи, и, помню, к концу пафос моей декламации достиг такого уровня, что я сама растрогалась и завершила слегка дрожащим голосом. Экзамен проходил, конечно (выпускники того филфака непременно поймут, почему «конечно»), в аудитории, через перегородку в которой была кафедра и музей, на стенах повсюду были фотографии литераторов, Твардовского… Виктор Васильевич, на тот момент уже солидного возраста мужчина, сидел спиной к окну, аккуратные седые волосы были подсвечены солнечным светом, а глаза – глаза светились и были полны чувств… Я поняла, что он тоже был растроган, вдохновлен стихотворением. Что-то воодушевленно проговорив, оставил неровный автограф в моей зачетке.

Конечно, главным поэтом его жизни был Твардовский – тоже, как и он, починковский, но Некрасова Ильин тоже очень любил.

Почему-то, получив известие об уходе профессора, я сразу вспомнила этот короткий – длиной в каких-то три пятистишия – эпизод. Наверное, потому что таким он для меня всегда и был: несмотря на возраст, у него всегда загорались глаза, а голос делался твердым и воодушевленным, когда он говорил о Твардовском или других уважаемых им литераторах. Тихо идущий по коридору третьего этажа старого корпуса – медленно, но настойчиво, верно – в своем направлении.

Ксения Иванова, выпускница СмолГУ

***

– Виктор Васильевич Ильин вел у нас на четвертом курсе литературу второй половины XIX века, период Достоевского, Толстого, Чехова. На экзамене мне попался билет, в котором первым вопросом значилось «Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина», а вторым – «Творческие искания Левина из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»».

Если первый вопрос я знала на отлично, то со вторым возникли трудности. Роман я читала давно и, кроме главных героев – Анны Карениной и Вронского, уже мало что помнила. Решила выкручиваться, начала рассказывать про историю создания романа, предпосылки его возникновения. Виктор Васильевич внимательно слушал меня, а я боялась, что сейчас он спросит: «А что же насчет Левина?» Но он спросил совершенно другое: «А помните ли вы эпиграмму Некрасова на данный роман?» К счастью, это было последнее, что я читала перед тем, как зайти в кабинет, так что я с легкостью смогла ее воспроизвести. «Раз вы и это помните, то, конечно же, пять!»

Я вышла радостная с экзамена, ведь всегда же хочется отличную оценку. Но почему-то именно этот экзамен я запомнила на всю жизнь. Почему эпиграмма Некрасова, почему он не спросил про искания Левина? Зато этот вопрос из романа «Анна Каренина» я запомню на всю жизнь.

Ксения Высокович, студентка СмолГУ

 

Собирала воспоминания и вспоминала сама Анастасия ГОЛИКОВА

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности