Что интереснее: парить на полотнах под куполом цирка или дрессировать медведей? Что для артиста важнее премий и наград? И как не останавливаться на достигнутом? «Главная Тема» поговорила об этом и многом другом с примой Большого Московского цирка и единственной в мире дрессировщицей гепардов Дарьей Костюк.
— Вы — единственная в мире дрессировщица гепардов. Почему решили работать именно с этими животными?
— До этого я работала с разными животными – обезьянами, медведями… Но когда возникла необходимость создать что-то свое, тот аттракцион, который станет «визитной карточкой» Цирка Дарьи Костюк — я долго думала. Хотелось взять необычных животных, удивить зрителя. Остановилась на гепардах и нисколько об этом не пожалела – они космические животные, я очень их полюбила. С ними сложнее, чем с другими хищниками – у гепардов слабый иммунитет, им нужны особые условия содержания, но это того стоит. Сегодня у нас единственный в мире аттракцион с этими животными, и, конечно, зритель приходит посмотреть на них. К сожалению, гепарды занесены в Красную Книгу, и я хочу сделать все от меня возможное, чтобы поддержать эту популяцию.
— Что повлияло на выбор профессии цирковой артистки?
— Моя семья цирковая – я все детство провела в цирке. И с детства в него влюбилась. Серьезное осознанное решение, что я свяжу с цирком свою жизнь, я приняла классе в пятом. До этого, в семь лет, участвовала в иллюзионном аттракционе у Юрия Матвеевича Кукеса, народного артиста РФ. Двумя годами позже работала в конном аттракционе у народного артиста России Юрия Петровича Мерденова. По сей день джигитовка — один из моих любимых жанров, очень люблю лошадей. А когда позже отработала все «елочные» спектакли, как ассистент дрессировщика в номере с обезьянами, то поняла, что моя жизнь – манеж.
— Вы являетесь продолжателем известной цирковой династии. Как родители отнеслись к такому выбору профессии?
— Родители как раз были против. Они хотели для меня более стабильную и безопасную профессию. Поэтому мне пришлось в прямом смысле доказывать, что цирк – это правда мое. Если другие мечтали о том, что их дети пойдут по их стопам, то мне было необходимо убедить их, найти аргументы. Поэтому и трудилась я больше. Мне предлагали то, что безопасней, берегли — а я выбирала жанры более сложные, ведь хотела удивить, доказать себе и другим, что я на правильном пути. Это, кстати, очень закалило. Я до сих пор люблю трудности и не боюсь их. Мне, наоборот, интересно делать невозможные вещи, ставить перед собой сложные задачи.
— Вы освоили искусство джигитовки, готовили номер с медведями и в жанре воздушной гимнастики на полотнах. Чем для вас интересен каждый жанр, какой самый любимый и, наоборот, чем никогда бы не стали заниматься?
— Мой путь становления был долгим, я пробовала себя в разных жанрах, искала. Я стала первой, кто начал работать, как гимнастка, на полотнах в России. И выбрала этот жанр из-за того, что это было ново, сложно. Сейчас я могу, но уже не работаю в воздухе. Это не то, чем бы я занималась всю жизнь. Мне ближе дрессура. Как прима, я не могу себе позволить стоять на месте… Да и мне так не интересно! Но каждый артист должен сделать выбор – основной жанр, и быть в этом стопроцентным профессионалом. Я выбрала дрессуру, хотя еще работаю параллельно в иллюзии и джигитовке. Но дрессура дрессуре тоже рознь – здесь важно выбрать свое животное. Сейчас я работаю с собаками и гепардами. Есть какая-то необъяснимая магия в работе с ними. Найти общий язык, узнавать, общаться… Дрессура – это психология. Здесь ты работаешь не только с животными, но и с собой. Животные все разные — более талантливые, хитрые, медлительные, ленивые…. Но они все честные, преданные. И от них я получаю невероятный заряд энергии. Чем я не стала бы заниматься? Как минимум, я бы не смогла носить на лбу железный перш с людьми наверху. Многое зависит от комплекции и физических данных. И от личных предпочтений, конечно.
— Среди ваших наград — национальная премия «Циркъ», серебряный кубок на Международном Фестивале артистов цирка в Италии, приз Международного юношеского Фестиваля артистов цирка в Монте-Карло. Какие вершины еще планируете покорить?
— Самая лучшая награда – когда перед тобой полный зал. И большего не надо! Мы работаем для людей, для зрителя, и если они приходят – это самая лучшая награда, народное признание. Фестивали – это хорошо, они заставляют тебя не стоять на месте, быть лучше, больше работать. Но они необходимы больше в начале карьеры, когда ты на пути становления: когда нужно, чтобы тебя увидели, заметили, оценили, признали. Ты получаешь бесценный опыт, работаешь над собой, видишь, как и чем живут другие. А когда ты уже нашел себя, состоялся, участия в них уже не нужно. Есть звания Заслуженного артиста, Народного. Как таковой, главной награды — как показателя, что все, ты достиг вершины — такой нет. На данный момент у меня есть «Цирк Дарьи Костюк» — со своим репертуаром, коллективом и сейчас я работаю над его развитием, совершенствовани
— Вы гастролировали по разным странам мира, таким как Япония, Канада, Франция, Италия, Монте-Карло. Где понравилось больше всего и в каких странах еще хотите побывать?
— У всех стран свой менталитет. Один и тот же спектакль принимают везде по-разному, люди по-разному реагируют на разные номера. Мне лично нравится Япония, я была там много раз. Там мне комфортно. Китай – не моя страна, от еды и до менталитета. Понравилось в Канаде, я там была лет в 15. Очень нравится Париж и Франция.
— Дарья, вы являетесь автором и режиссером спектаклей, поставленных на манеже Большого Московского цирка. На ваш взгляд, какие составляющие должны быть у успешного проекта?
— Да, я ставила проекты для БМЦ. Сейчас ставлю для своего «Цирка Дарьи Костюк». Главная составляющая успеха – безусловно, талант, чутье, разносторонность и многогранность режиссера-постан
— Как относитесь к телевизионным шоу, в которых музыканты, актеры пробуют себя в цирковом искусстве?
— Мне кажется, это прекрасно. Идет хорошая популяризация цирка. И я только рада, что такие проекты есть и что телевидение обратило внимание на цирк. С актерами-участни
— На ваш взгляд, существует ли универсальный секрет успеха?
— Труд, труд и еще раз труд!!! Не бывает успешных ленивых людей. Нужно много работать, учиться постоянно, даже когда не хочется. Для этого нужна большая сила воли, правильное распределение времени и расстановка приоритетов. Иногда придется отказываться от чего-то, чтобы уделить время своему делу. Конечно, важна дальновидность, понимание, чего ты хочешь конкретно достичь. Это помогает не тратить время впустую. Не бояться трудностей и неудач. Если что-то не получилось – это тоже урок. И, безусловно, вера в себя и уверенность в своем деле. Многое зависит от этого. Если ты уверен в себе – значит, на 99 % успех гарантирован. Ты веришь – и другие поверят.
— Бывают ли такие ситуации, когда хочется все бросить? Как относитесь к неудачам и что помогает вам не останавливаться на достигнутом?
— Бросить – нет, не было такого. Сложности бывают, и не редко. Но я привыкла к ним, я знаю, что я их преодолею. Неудачи – это хороший урок, проверка на прочность. Если случилась неудача – возможно, ты идешь не туда, не тем путем и нужно сменить курс, посмотреть на ситуацию по-другому. Либо тебя ждет еще что-то лучшее. Нужно проанализировать