• Четверг, Апрель 25, 2024

Жизнь в режиме «эконом»

admin
Май17/ 2016

Кризис потребления в стране вновь заставит смолян копить деньги

Российские чиновники сдались и вынуждены признать очевидное: кризис потребления в стране налицо. И, по словам вице-премьера страны, именно он мешает развитию отечественной экономики. Правда, масштабные экономические процессы (пусть даже в пределах собственной страны) большую часть смолян по-настоящему мало волнуют. А вот бытовые проявления потребительского кризиса многие из них уже успели ощутить на себе.

Статистика, как всегда, неумолима: российский индекс потребительского доверия, который служит одним из самых точных индикаторов «покупательских» настроений в обществе, за первый квартал текущего года упал до рекордно низкой отметки. Едва ли не пятой части россиян денег хватает лишь на оплату коммунальных услуг и покупку еды, при этом больше половины респондентов признались, что даже продукты питания они теперь вынуждены покупать более дешевые. Почти восемьдесят процентов опрошенных россиян стремятся экономить, отказавшись от покупки новой одежды, современных гаджетов и прочих не вписывающихся в кризисный бюджет «излишеств», а также распрощавшись с мечтой провести отпуск вдали от дома, например, на морском берегу. И, что самое главное, подавляющее большинство наших соотечественников не верит, что в ближайшее время ситуация может измениться к лучшему.

Назад в прошлое

Наступивший кризис потребления, само собой, сильно обеспокоил российских производителей. Но, к сожалению, в настоящий момент он еще не достиг своего пика (это должно произойти к концу 2016 года). Что же в первую очередь влияет на снижение покупательской активности смолян? Прежде всего, это, конечно, страх людей остаться без средств к существованию. Большинство сегодня предпочитает копить, а не тратить, а проблемы с коллекторами, которые так активно освещаются во многих средствах массовой информации, убеждают смолян, что кредиты – не столь легкое и безопасное дело, как казалось прежде. Да и проценты по кредитам теперь так высоки, что потянуть банковские займы в сложившихся условиях способны лишь те, чей ежемесячный доход составляет как минимум 30 000 рублей.

Второй фактор – социально-психологический: привычка экономить и откладывать на «черный день» у многих по-прежнему очень сильна… Пусть большинство из них теперь не понимает, куда стоит вложить деньги, чтобы сохранить свои сбережения. И наиболее ярко подобные процессы проявляются в небольших городах. Тенденция очевидна: чем меньше провинциальный город, тем сильнее в нем сжимается шагреневая кожа потребления. Многие вынуждены переходить на полунатуральное и близкое к нему хозяйство: смахивать пыль с самогонных аппаратов, освежать позабытые навыки вязания и шитья и вспоминать рецепты домашних заготовок и солений. Больше всего в сложившейся ситуации пострадали люди с низким уровнем образования, которые и прежде не могли рассчитывать на высокооплачиваемые рабочие места, и женщины с маленькими детьми, отцы которых либо вовсе отсутствуют, либо своими силами не могут содержать семью.

Свою роль на потребительском рынке практически утратили и представители старшего поколения. Прежде часть спроса поддерживалась относительно высокими пенсиями и их регулярной индексацией. Сейчас же с ростом числа пенсионеров и проведенными пенсионными реформами доля пожилых смолян на потребительском рынке заметно сократилась. Теперь лишь немногие представители старшего поколения могут похвастаться большими пенсиями, да и совмещать получение пособия с работой многим уже не удается.

Бизнес выживания

Кризис потребления ударил и по представителям малого бизнеса: владельцы небольших торговых павильонов и многие смоленские «ипэшники» ощутили заметное сокращение доходов и, в свою очередь, теперь и сами готовы тратить гораздо меньше денег, чем в былые времена. Не радует их и грядущее ужесточение правил торговли, связанное с правительственными поправками о кассовых аппаратах; последнее практически наверняка приведет к очередному сокращению торговых точек и к уходу «выживших» в теневую экономику.

Наступивший кризис наглядно продемонстрировал и очевидный переизбыток торговых площадей. Очень сложно найти в Смоленске торговый центр, заполненный целиком и полностью. При этом многие из них продолжают терять арендаторов: от глаз внимательных смоленских покупателей не ускользает исчезновение очередной торговой точки. Непросто приходится и владельцам небольших магазинов, расположенных за пределами всевозможных ТЦ: шанс остаться на плаву есть лишь у тех, чей магазин выходит на главную ось улицы или расположен рядом с остановкой. Небольшим магазинам во дворах выжить в текущей ситуации куда сложней.

От чего же в первую очередь готовы отказаться смоляне в стремлении сэкономить? Как гласят результаты проведенных опросов, больше шестидесяти процентов россиян скрепя сердце согласны обходиться без новой одежды, а 45 процентов готовы и дальше пользоваться имеющимся телефоном, телевизором и планшетом, отказавшись от идеи заменить их на более продвинутые аналоги. А многие, все же решившись на желанную покупку, вновь вспомнят о том, что старый гаджет можно не выкидывать, а подарить ребенку-школьнику или кому-то из родственников.

Валюты для хранения

Свою лепту в формирование текущего потребительского кризиса внесла и неполная урегулированность трудовых взаимоотношений между работником и работодателем. Да, в нашей стране установлен минимальный размер оплаты труда, вот только не почасовой, как принято на Западе, а помесячный, что оставляет возможность для появления «серых» и «черных» зарплат. Впрочем, во многих случаях такое положение дел устраивает всех участников рабочего процесса: в свете дефицита рабочих мест люди соглашаются практически на любые условия, а работодатель не упускает шанс в столь непростое время сэкономить на налогах. К слову, до сих пор существующая в стране плоская шкала налогов в итоге приводит к тому, что богатые люди потребление внутри страны не увеличивают по собственному желанию, а бедные просто не имеют возможности это делать. Это одно из самых узких мест в современной системе потребления, которое неизбежно приводит к усилению расслоения населения по уровню доходов.

Что же касается последствий, то подобный кризис потребления в итоге грозит тем, что многие производители в конце концов достигнут того уровня, когда сохранять прежний объем производства они уже не смогут. И, соответственно, неизбежно начнут терять квалифицированных специалистов, многие из которых не просто решатся на перемену места работы, но и вовсе уйдут совсем в другие сферы. А вернуть потерянных профессионалов обратно будет очень сложно. Подобное мы уже проходили в начале девяностых, однако тот печальный опыт, похоже, никого ничему так и не научил.

Не менее актуальным для самых бережливых смолян остается вопрос, в чем именно в сложившейся ситуации лучше всего хранить свои накопления. Драгоценные металлы и недвижимость уже не являются самым лучшим и надежным вариантом, банки продолжают снижать депозитные ставки даже на долгосрочных вкладах… Неудивительно, что большинство смолян предпочитает хранить заработанное и сэкономленное в иностранной валюте, которая по-прежнему остается ликвидной. И это, стоит признать, единственный приемлемый выход.

Текст: Михаил Евдокимов

Метки: ,

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности