• Пятница, Март 29, 2024

Выжили самые смелые: интервью с другом Володи Куриленко

admin
Май04/ 2016

Сгоревшие дотла и разрушенные города, вытоптанные поля, окровавленные реки – такой была наша страна в самое страшное время, в годы Великой Отечественной войны. Но такие люди, как мой сегодняшний собеседник, выпили всю боль тех пяти лет, которые стоят, вероятно, целых пятидесяти, а может, и больше, до дна. Чтобы дать жизнь новым людям. «ГТ» побеседовала с одним из ветеранов Великой Отечественной войны — Павлом Кузнецовым. Павлу Макаровичу уже 92, но он полон любви к жизни – больше, чем, может быть, многие 20-летние.

— Павел Макарович, расскажите, с чего началась ваша военная история?

— Моя история началась с партизанского движения… Мне тогда было всего 16 лет. Зачислили меня в партизанский отряд Шлапакова, который действовал на оккупированной немцами территории, недалеко от Касплянского района. Мы, молодые мальчишки, организовывали засады, перерезали провода, чтобы лишить немцев связи, подрывали вражескую технику. Оказались там вместе с моим лучшим другом Володей Куриленко. Дружба началась еще со школы — вместе за партой сидели. Наши семьи тесно общались. Многое в партизанском тылу мы пережили с Володей вместе. Поддерживал связь с его матерью и братом на протяжении всего времени. Затем я оказался на Северо-Западном фронте. Во время войны никогда не знаешь, куда приведет следующая дорога… Мы спасали детей. Почти 13,5 тысяч были переведены через границу! Кто-то боялся идти… Самые смелые остались в живых. За все годы войны я был два раза ранен, переброшен на Калининский фронт, а позже на Курскую дугу. Побывал и в Украине и в Чехословакии. Два года провел в военном училище в Кировобаде, потом отправился в Иран.

— А как сложилась ваша судьба в послевоенные годы?

— Я выбрал работу преподавателя по оружию и стрельбам. Проработал недолго. Хоть и нравилось это дело, но пришлось, к сожалению, уволиться по состоянию здоровья. Позднее работал в школе военруком. А там нервы нужны крепкие, и что самое главное – здоровье. Оно меня и подвело. Пришлось уволиться. Проработал некоторое время в военкомате, а затем вступил в Смоленский городской комитет ветеранов войны. С которым сотрудничаю и сегодня. Две самые главные задачи, которые выполняет наш комитет, – это отстаивание прав ветеранов. Ну и конечно, занимаемся параллельно и патриотическим воспитанием молодежи. Часто обращаемся за помощью к правительству, в различные организации, например, пишем заявления в образовательные учреждения, в прокуратуру, если требуется.

 

— Всегда ли это помогает?

— Я так скажу: да, помогают нам, но на 50%. Средства, как все знают, ограниченны. Помочь каждому обратившемуся не получается. Раньше инвалидам давали машины или путевки в санатории с лечением на море. Сам всегда путевки получал, их и сейчас дают… Но мне в 92 года это уже не нужно.

— А как вы молодежь воспитываете?

— Мы, ветераны, проводим беседы со школьниками начальных и старших классов, бываем в детских домах и университетах. Рассказываем свои истории, знакомим с фактами и биографиями выдающихся командующих. Стараемся привить молодежи патриотизм, любовь к Родине, ее сложной истории и народу.

— Как вы считаете, какой уровень патриотического воспитания у нынешней молодежи?

— Слабый уровень. Очень слабый. Молодежь почти ничего и никого не знает, даже кто такой Георгий Жуков. Многие понятия не имеют, кто начал войну. Не знают о том, что на Смоленщине активно действовало партизанское движение. Но не стесняются задавать вопросы, проявляют интерес. Это похвально. Нужно смотреть фильмы о войне, читать книги на эту тему, чтобы знать, кто водрузил знамя на Рейхстаг и кто такие фашисты. Молодые люди должны понимать, что есть черное и что есть белое, и почему оно является таковым. Уважительное отношение ко всему и ко всем – вот основа патриотического воспитания.

ветеран куриленко

— Поддерживаете ли вы связь с теми, кто разделил тяжелые испытания 1941-1945 годов вместе с вами?

— Осталось человек пять из партизан… Но совсем немного осталось боевых друзей, да и просто знакомых, современников моих. Раньше постоянно общались. Звонили друг другу и писали письма, виделись. Устраивали общие встречи, вспоминали военные годы. Время идет, нас все меньше и меньше…

— Как вы проводите свое свободное время?

— Много времени провожу со своей семьей. Живем вдвоем с женой, часто навещают дети, внуки и правнуки. Правнучка достигла успехов в спорте, а правнук учится в десятом классе. Сейчас они моя гордость. В хорошую погоду провожу время на даче, люблю свежим воздухом дышать. В моем возрасте это полезно. Читаю книги… Что же еще делать в 92 года? Веду спокойный образ жизни и стараюсь ценить каждый прожитый день. Мы живем под мирным небом. Это ли не главное?

Текст:  Анастасия КОСТИКОВА

Фото: Евгений ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, личный архив Павла КУЗНЕЦОВА

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности