• Четверг, Март 28, 2024

Маленькие фильмы для большого экрана

admin
Ноябрь23/ 2017

«Главная Тема» пообщалась с организатором фестиваля короткометражных фильмов ArtShort в Смоленске Стасом Старовойтовым

Фестиваль короткометражек «ArtShort 2017» снова пройдет в Смоленске 6 декабря 2017 года. Событие организует компания «АйDaProduction» в лице идейного создателя и вдохновителя проекта Станислава Старовойтова. Корреспонденту «ГТ» удалось выведать у Стаса все тайны проекта на авторской фотовыставке в КВЦ имени Тенишевых под названием «Маршрут построен», где три фотографа представили свои работы: сам Стас, Роман Бут-Гусаим и Роман Шатхин.

– Стас, расскажи, как появилась идея создания фестиваля?

– Если честно, изначально я хотел денег заработать на этом. Мне выставили некий госзаказ – организовать такое мероприятие. Но финансирования никто не предложил. Я всерьез думал: идти дальше или бросить идею? Но родители морально поддержали. Сказали: раз уж сайт сделал, то фестиваль тоже осилишь. И я это сделал, хотя испытывал безумный стресс. Вспоминаю свои первые ощущения после кинофестиваля: все делал сам, один, а огромный пласт работы в одиночку сделать очень тяжело. Сел с другой стороны экрана: меня трясло, было плохо, не знал что делать… Но тем не менее все удалось. Решил продолжить. Теперь каждый год думаю: все, провожу фестиваль в последний раз. И в этом году собирался остановиться, но подумал: закрыли чемпионат по лапте, благотворительный «Матч добра»… Что же останется, если в этот год еще и я закрою свой фестиваль? Это уже слишком!

– Когда проводился впервые, много зрителей собралось?

– Больше всего их собралось в прошлом году. Какой-то период времени мне помогал смоленский телеканал «РЕН ТВ»: они собирали народ, медиапартнеров, занимались организацией мероприятия. Но когда медиахолдинга, в который входила компания, не стало, то это «плечо» отвалилось, к большому сожалению.

– Чем короткий метр выигрывает у полнометражных фильмов?

– Знаете, есть просто сок, а есть сок разбавленный – вкусный, но не настолько. Есть концентрированный. И везде состав вроде бы одинаковый. Отличается только на вкус. Так и с кино: есть завязка, кульминация, развязка, герои, характеры, конфликт и драматургия, но все это сжато в 10–15 минут. Сложность короткого метра в том, чтобы рассказать свою историю не за полтора часа, а за краткий промежуток времени. Это сложнее и круче.

– Есть свой любимый режиссер, который снимает короткий метр?

– Да, Тимофей Жалнин. Мне нравится его работа «F5». Это нечто потрясающее, тем более что мое прошлое связано с хореографией, а его история как раз на эту тему. История о том, что выбрать: танцевать на благо низменному обществу, которому подавай что проще, либо танцевать действительно высокое искусство. Но при этом оставаться безызвестным. Такой философский посыл… Картина снята очень интересно и «вкусно». Еще одна работа, которая принимала участие в моем первом фестивале, – она была единственной в числе самых сильных, снятая Антоном Субботиным. И многие другие.

– По каким критериям выбирают победителей в номинации «Короткометражное кино»?

– Тут уже «включается» опыт. Когда просмотрено не 100 фильмов за 8 лет, а отсчет уже идет на тысячи, то получается, что порой хватает скриншота, чтобы понять, хороший фильм перед тобой или нет. Хватает минуты, чтобы понять, если захватывает тебя с первых кадров. Самое большое – минут пять. Если все складывается в единую картину – хорошая съемка, хороший звук и хорошая игра актеров, развязка и кульминация на высшем уровне, – то явно фильм не останется незамеченным.

– Много ли споров возникает среди членов жюри?

– Мы всегда много спорим, никогда не признаем единогласно, однажды спор затянулся у нас на два-три часа. Спорили, кому отдать приз, и приводили свои доводы. Тем не менее находили зерно согласия.

– Многие снимают короткий метр, а потом хотят продолжить как полноценное кино?

– Хотят все. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Если ты не мечтаешь снять полный метр, то зачем вообще снимать? Конечно, я уверен, но не у всех получается. У меня друг за свои деньги снимает полный метр, вкладывает свои деньги, а аренда камеры в день – это 30 тысяч рублей. У него бесплатно снимаются актеры, он ищет дешевые локации, но один день съемок обходится в 150 тысяч рублей, и это при большой экономии еще. Нужны продюсеры, но они должны быть уверены в проекте. Получаешь рекомендации по короткометражкам, и только тогда есть шанс, что в твой фильм вложат средства.

– Короткий метр снимают только те, у кого дебют, или многим просто нравится формат короткого метра?

– Это уже распространенные моменты, когда именитые режиссеры собираются и на тему чего-то снимают короткий метр, и получается некий киноальманах. Это и Тарантино делал, и Кустурица. И другие именитые режиссеры.

– Каким видите будущее кинофестиваля?

– Все зависит от финансов. Я сначала думал: почему упал интерес к культурной жизни в Смоленске? Но все просто – у людей нет денег. А если мы вспомним пирамиду Маслоу, то нижний уровень потребностей населения – это поесть, потом безопасность. И только потом – вопросы самореализации и саморазвитие в культурном и духовном плане. Сам Смоленск в долгах, как в шелках: у людей мало денег, которые уходят на вещи первой необходимости.

– Получается, что для проведения в провинциальных городах подобных фестивалей нет никаких перспектив?

– Да. Но я свой фестиваль возил по всему региону и могу сказать, что каждый город в нашей области – отдельная вселенная. Меня с одним и тем же материалом и с одной и той же подачей везде воспринимали по-разному. Где-то без понимания: не хотели слушать, громко разговаривали во время фильмов. Даже приходилось обрывать показ. Кто-то уходил. А когда я приехал в Велиж – маленький город с серьезными коммунальными проблемами, – неожиданно встретил прекрасный прием. Люди посмотрели всю нашу программу, и им было этого мало, хотели еще! В Сафоново привез кинопоказ и фотовыставку. И понял, что людям не все равно! Но есть те, кто, честно скажем, откровенно тупят. Например: попросили привести 10-11-е классы, а привели 10-11-летних детей. А у меня фильм про войну и про убийства. И как быть?!

Что касается перспектив, то есть люди, которым не все равно. Если бы мы все помогали друг другу – это многое изменило бы. Например, у меня нет денег, но я пеку пироги и могу ими накормить… Другой может делиться чем-то еще. И если мы не будем делать что-то лишь ради выгоды, а действовать на благо своего города и его людей, то ситуацию можно изменить. Нельзя без вложения сил и поддержки организовать что-либо. Обидно, когда говорят, что в городе ничего не происходит… Да просто люди никуда не ходят и ничем не интересуются! Еще когда я учился в университете, всегда были «заучки», которые скрупулезно посещали лекции и семинары, а в пятницу вечером бежали на автобус и уезжали по домам, в деревню. А другие полнокровно участвовали в жизни вуза: и в КВН, и в газете, и волонтерством занимались. Такие люди были готовы действовать всегда во благо других, и они действительно чего-то добивались в жизни.

Автор Анастасия КОСТИКОВА

Метки:

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности