• Суббота, Апрель 20, 2024

По дороге в Голливуд

admin
Апрель19/ 2016

По паспорту он Евгений Минович Шендерей. Но вся байкерская тусовка, друзья и знакомые кличут его Миныч. И это единственный на Смоленщине путешественник-кругосветчик. Но пусть лучше о своих приключениях расскажет он сам.

Самое начало

— В юности, еще в школе, я увлекся мототехникой. Тогда заканчивал художественную школу. Рисовал. Но к технике тоже тянуло. Поэтому пришлось выбирать… В итоге решил поступать в военное училище — выбрал Харьковское танковое. Но по конкурсу не прошел. Вернулся в Смоленск, пошел в железнодорожное училище. Окончил его с красным дипломом, сразу на пассажирское движение попал — помощником машиниста тепловоза. Когда стал работать, появилась возможность купить себе хорошую по тем временам красную «Яву-250». В городе тогда такие мотоциклы можно было пересчитать по пальцам… Затем с отличием окончил техническое училище и легко смог поступить в военное. Основную часть жизни потом провел на службе: 30 лет отдано вооруженным силам. Уже в 1971-73 годах с товарищем во время отпусков начал совершать на той самой «Яве» далекие поездки на юг, под Одессу. А потом по службе меня распределили в Среднюю Азию, в самую «дыру» — на Курдайский перевал. Прослужил там семь лет, пройдя путь от лейтенанта до майора. Свободные минуты проводил верхом на мотоцикле. Это были именно минуты, потому что служили мы в тяжелых условиях, когда на сон отводилось всего по четыре-пять часов в сутки. Полигоны, боевые стрельбы… На Курдае у меня появился «Иж-Планета-Спорт», по тем временам сверхсовременный мотоцикл – покруче «Явы», мощнее, более спортивный. Потом, на Сахалине, штурмовал на нем сопки, пересекал реки. Не раз он выручал меня во время драк с корейцами. В то время там было полно таких «товарищей» без подданства, вели себя агрессивно. Затем перевелся в Польшу, где прожил год, и вернулся в Смоленск, чтобы преподавать в военной академии. В 1997 году уволился и решил заняться бизнесом. Те десять лет в бизнесе очень подорвали мое здоровье, в те лихие времена все торговлей занимались, вот и я… Без выходных и проходных – не до мотоцикла было. Потом, в 2006 году, понял: все, хватит. Можно сказать, что в 47 лет начал жизнь заново. Бросил бизнес. Ведь Всевышний создал человека для радости. А что это за жизнь, когда ты каждый день мучаешься. Купил себе мощный японский «Кавасаки». И жизнь заиграла новыми красками.

миныч шендерей 7

В 2007 году снова оказался в седле! И начал радовать душу — ездить по байкерским слетам. Мотался каждые выходные – то в Беларусь, то на Украину, то в Молдову. За пару дней успевал отмотать по 800-1400 км в один конец и обратно столько же. 3000 км отмотал – и прекрасно! Столько новых хороших знакомых появилось! У меня везде друзья. Совершил мини-путешествие за полярный круг. Отпросился с работы, уехал в четверг – в понедельник был уже на работе. Добрался до полуострова Рыбачий за Мурманском и вернулся обратно. Это 5000 км туда и обратно.

Такие люди в Голливуде

— После поездки в Заполярье я «созрел» для первой кругосветки, проследовать по Северному полушарию в два этапа. Решил отправиться в 2013 году. В первый отпуск проехал Европу не по кратчайшему пути с запада на юг, а огибая три крайние точки Европы. Норвегия. Это был мыс Нордкап. Условия – суровые: лето, холод, ветер, дождь, плюс два градуса. Оттуда с севера пошел на запад Европы, в Португалию и на мыс Рока, потом на юг Европы, после чего вернулся домой. Отмотал 16 000 км за 20 дней через 15 стран. Особенно горжусь тем, что все 20 ночей провел в палатке, в автономном режиме, без гостиниц и кемпингов. Брал с собой запас продуктов, готовил на газовой горелке. Сам себе такие суровые условия поставил.

миныч шендерей 4

Потом на следующий год, в 2014-м, запланировал добраться до Америки, после чего сразу проследовать до Владивостока. Америку мы пересекали с моим товарищем Андреем Шахматовым. Поскольку своих «железных коней» переправлять туда было очень дорого, приняли решение совершить перелет в Лос-Анджелес, в западную точку Америки, и там взять мотоциклы напрокат, чтобы пересечь страну от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Поставили цель пройти через знаменитую Route 66 – знаменитую Мать Дорог, открытую еще в 1926 году. По ней пересекли 14 штатов. Лос-Анджелес, Голливуд, оттуда – в Лас-Вегас. Удивило, что знаменитые американские дороги в принципе по качеству мало чем отличаются от смоленских. Я даже, когда вернулся, хотел у нас на заводе (где сейчас работаю) банку специальную для сбора денег повесить с надписью «Обаме – на дороги!» (смеется). Что касается Матери Дорог, то закрыта она была в 1984 году, потом там построили хайвей. Путешествовать по ней можно, но это в большей степени дорога-музей. С заправками в стиле 1920-30 годов, деревянными городками, тьмой сувениров, ретроавтомобилями на заправках. Огромный музей под открытым небом. Побывали с Андреем в Лас-Вегасе, где провели ночь. Впечатления от города остались невероятные! Оттуда – на Гранд-Каньон. Тоже впечатляет: 2 км глубиной! Приехали туда под вечер, вечернее солнце эффектно очертило все его рельефы закатными красками… Внизу река Колорадо. Фантастическое, грандиозное зрелище.

миныч шендерей 2

Потом мы отправились на крупный мотофестиваль. Городок в пустыне, барханы, огромные дома, гостиницы в 25 этажей, многоэтажная стоянка – и все в залах забито игровыми автоматами. Если честно, атмосфера на американском мотофестивале не особенно понравилась. Она совсем другая, нежели у нас дома. Нет той душевности, какая царит на слетах мотоциклистов стран СНГ. В России, в братских государствах ты всегда быстро найдешь друзей: тебя пригласят за стол, нальют рюмочку, спросят, как ты, что ты, чем живешь, что чувствуешь. А на американских слетах каждый сам по себе. Хотя вот по части всякой атрибутики они молодцы — изобилие огромное. Экипировка, значки… Целый бизнес. Но вот душевности – нету! Поэтому большого желания задержаться не возникло.

А дальше – песчаная буря

— Особенно яркое впечатление у меня оставило техасское «Ранчо Кадиллак». Как известно, там вертикально закопаны десятка два кадиллаков. Каждый, кто проезжает мимо и делает остановку, если есть с собой баллон краски, расписывает это кладбище. Примечательно, что именно там нас застала песчаная буря. Такая сильная, что невозможно было дальше ехать – ничего не видно на расстоянии трех метров. Встретились мы и с торнадо, но повезло: ураган прошел мимо, едва зацепив краем то место, где мы остановились попить кофе. Кстати, удивило, что в Америке принято брать пиво в кафе чуть ли не баллонами. Чтобы запивать фастфуд.

миныч шендерей 6

Ниагара стала отдельным потрясающим впечатлением. Это как раз было то время, когда случились сильные морозы и она полностью замерзла (и Великие Озера тоже). Такие огромные ледяные ниспадающие глыбы на водопаде… И вот мы добрались до Нью-Йорка и Манхэттена. На чем ехали? В Лос-Анджелесе взяли напрокат мотоциклы. Сначала собирались сэкономить, но потом подумалось: была не была, один раз живем, – и взял самый крутой аппарат. Это был «Харлей-Электричка», самый крутой, практически автомобиль на колесах. Да что там – целый дом! Огромный тяжелый мотоцикл… только-только с завода. Товарищ мой взял себе «Индиан» — тоже невероятно крутой, новенький. Мы только потом поняли, что поступили правильно: Америку надо пересекать на американском мотоцикле. При въезде в Нью-Йорк, за несколько километров, образовалась огромная пробка. После страшной ниагарской холодины мы попали в жару, мой «Харлей» начал перегреваться. Мы не сразу поняли, из-за чего эта пробка образовалась. Оказалось, что проблема в следующем (и это странно для «продвинутой» Америки): 4-полосная дорога сошлась перед тоннелем в две полосы. Оттого и собирается тут весь транспорт. Плюс еще все тратят время, чтобы заплатить 10 долларов в автомат за проезд. У меня тогда случилась легкая паника: в тоннеле этом никаких карманов нет – не дай бог заглохнешь, перекроешь вообще все движение и не выберешься. Поэтому я стал гонять-перестраиваться, чтобы скорее выскочить из этого адского места.

миныч шендерей 3

Дальше дорога тоже была неспокойной: собрались проследовать на Манхэттен, а на дорогах ямы, движение нервозное, таксисты сигналят без конца. Я очень боялся эти полтонны не удержать и просто завалиться в яму. А на следующий день технику уже сдавать нужно. Остановились на ночевку в самой дешевой гостинице — за 70 долларов — на окраине. Там тоже было страшно за технику: самое настоящее гетто, негритянский район, в капюшонах местные ходят. Гостиница похожа на сарай, полночь, стоянки нет. Мотоцикл ценой 32 000 долларов в одиночестве не оставишь. Но обошлось – переночевали благополучно. В целом Америка при всех ее красотах не оставила у меня в душе какой-то особенной радости и стремления вернуться. И хотя виза открыта на три года – не тянет.

миныч шендерей 1

Возвращение к истокам

— В прошлом году у меня возникла идея в честь юбилея Великой Победы проехать по местам армейской службы, и я рванул в одиночку через Среднюю Азию. Озеро Балхаш, Алтайский край… Искупался в чистейшем Телецком горном озере, где вода студеная и чистая, как слеза. Потом — Хабаровский край. Оттуда — на Сахалин и дальше. Проезжал такие места, где на 350 км — ни одной заправки, ни одного населенного пункта. Глухая тайга. Дорога страшная – скальник. Это очень опасная для колес дорога, усыпанная острыми камнями, способными резать резину, будто первобытные ножи и копья. Но я был внимателен, обошлось. В целом протяженность маршрута составила 17 тысяч километров. На преодоление ушло 14 полных дней (когда пробег составляет 1000-1200 км) и пять неполных (с пробегом от 400 до 600 км). Побывал на Байкале, в Могоче, Хабаровске, Ванине, Южно-Сахалинске, Ногликах. Всю дорогу прошел на своем верном Honda Africa Twin-750.

Сейчас я уже пришел в себя после этого сложного маршрута, и в голове родилась идея, покруче прошлой. Купил себе специально для нового маршрута еще более жесткий мотоцикл, в моем парке сейчас все «Хонды». Потихоньку избавился от «Сузуки», «Ямахи», «Кавасаки», «Триумфа» в пользу «Хонд». На одной из них и произойдет будущее путешествие. Загадывать — неблагодарное дело, но это будет самая сложная поездка – по «турлам» и окраинам России, там, где вообще нет асфальта. Только тракты.

«И тот, который в тебе сидит…»

— Зачем я так усложняю себе задачи? Просто жизнь скучна. Хочется подвига, Конечно, ты строишь планы, сам поначалу своих великих замыслов пугаешься, но проходит время, начинаешь как-то врастать в это дело, вести диалоги со вторым «я», которое тебе шепчет: «Миныч, а не слабо тебе?» Приходишь к выводу, что вроде как слабо, и начинаешь над собой работать. Вникаешь в обстановку, разрабатываешь маршрут. Втягиваешься в замысел, начинаешь готовить технику. И эта мечта становится главной.

«Дайте мне самый выносливый!»

— Сейчас автопром и мотопром делают все, чтобы привязать человека к комфорту. Но то, что привязано к сервису, – оно недолговечно. Все строится на том, чтобы ты постоянно вносил деньги за этот сервис. Вот купил ты себе технику, а обслуживать и ремонтировать ее сам не можешь, каким бы вундеркиндом ни был, – только через компьютер. Сломался – поможет только эвакуатор. А что делать, если ты попал в «турлы», где, кроме медведей и оленей, никого нет? С опытом я отобрал себе такие варианты техники, которые уже сняты с производства, но это настолько проверенные, надежные мотоциклы, которые в случае чего я могу починить сам. Сейчас у меня главное не гламур, лоск и «последняя модель», а надежность. Поскольку везде езжу один — это возлагает особую ответственность. Дорога не прощает халатности и легкомыслия.

Сердце не горит

— Когда ты забираешься в российскую глубинку, главное, чтобы тебя медведь не съел. И это без шуток. А в таких краях, как Амурский край и те места, что за Читой, – чтобы тебя соотечественники за сто рублей не убили. Народ безбашенный пошел. Вот в Забайкалье есть станция Жанна – там от рук местной братвы погиб наш товарищ. Случилось это в 2010 году. Алексей Барсуков – все звали его Скутт — ехал на Дальний Восток, остановился в кафешке перекусить. Местные – к нему: «Выпей с нами!» Тот стал отказываться. Они: «Ах, ты нас не уважаешь?» И из обреза прямо на месте завалили, возле дороги в кювет сбросили, покрышками завалили и сожгли. Жгли его двое суток. Но все равно сердце не сгорело… По нему и нашли… После всего случившегося братья ему соорудили памятник. Теперь это место паломничества. С 2011 года к нему каждый год следуют колонны из Москвы, Питера. Я уже два года подряд посещал этот памятник и снова поеду. Но все знают: в тех местах лучше не заезжать ни в какой населенный пункт. Потому что проще бороться со зверем, чем с пьяными и «уколотыми» молодчиками. Случаев таких много…

Да и дороги после Читы залиты битумом — для мотоциклистов это настоящий ужас. Когда солнце припекает, ты просто едешь по жидкому гудрону на двух колесах. Народу побилось много.

P.S.

— Конечно, кругосветка и мотоспорт – дело дорогое. Сейчас у меня есть целый корабль – легендарный мотоцикл «Хонда-Голд-Вин». Очень мощный, двигатель шесть цилиндров. Приходится работать, я весь в кредитах. Но все это — ради мечты. Одна кругосветка обходится примерно в полмиллиона рублей. В 2018 году моим правам исполнится полвека. Для чего мне, 64-летнему человеку, все это? Цель – в победе над собой, в том блаженстве, когда ты побеждаешь: да, я сделал это, я смог, я справился! Кто-то скажет: «Да он просто придурок!» Пусть так. Но я счастлив.

Фото: из личного архива

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности