• Пятница, Апрель 19, 2024

Что посеешь, то и продашь: почему большой урожай порой ничем не лучше маленького

поле
admin
Октябрь10/ 2017

Если экономические, политические и многие другие не менее важные итоги по традиции подводятся в конце декабря, то вот цыплят и прочие сельскохозяйственные показатели принято считать, как известно, осенью. Нынешний год не стал исключением. Уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что 2017 год станет рекордным с точки зрения сбора урожая зерновых. По крайней мере, если брать соответствующие показатели за последние сто лет. Точные цифры пока что неизвестны, но эксперты уже озвучивают разные объемы – от 137 до 140 миллионов тонн выращенных на российских просторах зерновых и зернобобовых. Конечно же, здесь речь идет не только о пшенице, в расчет принимаются также гречка, горох, кукуруза и другие культуры.

Миллионом больше, миллионом меньше…

Казалось бы, столь большой урожай – очевидно хорошая новость. Вот только в отечественных реалиях все далеко не столь однозначно. Ведь вырастить хороший урожай – одно, а вовремя убрать и сохранить его целым и невредимым – совсем другое. И предсказать заранее, какое количество из выращенного в этом году рекордного объема зерновых мы сумеем убрать, очень сложно. Проблемы в этой области связаны, в первую очередь, с нехваткой комбайнов. Причина подобного технического дефицита объясняется очень просто: объем выращенного урожая – величина нестабильная и в большинстве своем трудно прогнозируемая. А значит, содержать обширный автопарк сельскохозяйственной техники, необходимой для уборки подобных рекордных урожаев, попросту нецелесообразно, ведь «лишние» комбайны слишком часто будут простаивать без дела. Вот и получается, что потеря в миллион тонн зерновых из-за банальной нехватки техники для их уборки в нашей стране – привычное дело. Да и «докупить» за год недостающие комбайны весьма проблематично, ведь у сельхозпроизводителей и без того хватает не менее насущных материальных затрат.

Впрочем, российские власти смотрят на данный вопрос с изрядной долей оптимизма. Правда, численное выражение этого оптимизма у них тоже разнится. Так, премьер-министр утверждает, что отечественные аграрии уже успели намолотить 126 миллионов тонн зерновых культур (к слову, последний раз такое количество зерновых в закромах Родины оказывалось в 1973 году). А вот итоговые цифры называются разные: обещают убрать и 130 миллионов, и 133 миллиона, и даже до 140 миллионов тонн. Насколько реальные показатели совпадут с желаемыми – покажет время. Во многом это будет зависеть от погодных условий, и тут наблюдается весьма интересная вещь – в то время, как практически весь мир жалуется на глобальное потепление, нам этот процесс пока что играет только на руку. Можно смело утверждать, что с точки зрения уборки зерновых Россия от глобального потепления выигрывает, причем достаточно прилично.

На урожае зерновых отлично сказалось и нынешнее влажное лето: по крайней мере, пшеница уродилась, как никогда. Да и другие культуры этим летом тоже чувствовали себя более чем комфортно. Шутка ли: в этом году наши аграрии уже собрали 80 миллион тонн пшеницы, 19 миллионов тонн ячменя, чуть больше 16 миллионов тонн кукурузы, да и урожай зернобобовых в 2017 году однозначно стал самым рекордным за всю историю выращивания россиянами гороха, чечевицы, гречки и иже с ними.

Первые на вывоз

Правда, рекордный урожай российских зерновых – яркий пример того, что количество далеко не всегда перерастает в качество. Ведь качество российских зерновых в среднем, увы, заметно упало. Впрочем, если рассматривать данный аспект с экономической точки зрения, то это совсем не плохо: зерновые у нас в основном покупают такие развивающиеся страны как Турция, Египет и Бангладеш, а они просто не могут себе позволить покупку высококачественного продукта, ибо он обойдется им слишком дорого. Лучше больше и дешевле – именно таким принципом руководствуются эти страны при выборе торговых партнеров, и такой подход позволяет России успешно «выдавливать» с рынка конкурентов с более качественным товаром, например, американцев и канадцев. В следующем году экспорт зерновых из России составил 43 миллиона тонн, и это сделает Россию одним из самых сильных претендентов на первое место в мире по экспорту зерновых.

Впрочем, низкое качество отечественных зерновых порой играет с нашей страной очень злую экономическую шутку. Так, одно время в Египет и в Турцию был запрещен ввоз отечественной продукции как раз из-за найденных в них неприятных «примесей». Почему некачественный продукт ушел на экспорт, догадаться несложно: при столь больших объемах производства и продажи проверить каждую партию отправляемой за границу продукции практически нереально. Да и перевозятся зерновые преимущественно морским путем, а значит, условия транспортировки оставляют желать лучшего, да и быстро доставить товар до покупателя тоже не получается. Все это в совокупности тоже может сказаться на качестве зерновых не в лучшую сторону.

Но, конечно, прежде всего, качество российских зерновых страдает от неправильного их хранения как сразу после уборки, так и в процессе транспортировки по стране. С этим у нас по-прежнему существуют очень большие проблемы. Здесь любое сравнение с конкурентами будет явно не в нашу пользу. Например, в США запас мощностей, необходимых для хранения зерновых культур, составляет двадцать процентов от общего количества используемых постоянно, в то время как в нашей стране даже имеющихся и активно используемых систематически не хватает.

Вот так и получается, что большой урожай, которому, казалось бы, полагается только радоваться, в нашей стране с определенных точек зрения разве что немногим лучше урожая маленького. Ведь если рассуждать логически, то столько миллионов тонн пшеницы, кукурузы, ячменя и гречки россиянам совсем не нужно, а все излишки нужно оперативно обработать и вывезти из страны, дабы старания аграриев не пропали даром. Россияне (и смоляне в том числе) практически перестали «баловаться» домашней выпечкой, многие едва ли не полностью отказались от каш или же едят их очень редко, и даже хлеб во многих домах уже не считается главой стола и обязательной частью ежедневного рациона. Каши и макароны на столах смолян зачастую вытесняются рисом и картошкой, а некоторые виды круп (например, ячневую) даже в крупных магазинах удается найти далеко не всегда.

Впрочем, вопросы урожайности волнуют рядовых смолян лишь в одном аспекте – подорожают ли продукты к концу года или нет. И тут богатый урожай, само собой, играет только на руку потребителю: цены на крупы и изделия из муки расти не должны. А гречка так и вовсе может сбросить в цене, ведь в противном случае производителям никак не сбыть такое количество продукта. Единственная причина, по которой стоимость данных товаров может пусть ненамного, но все подрасти – пресловутая инфляция; от нее россиян не способен спасти даже самый что ни на есть рекордный урожай.

Автор Михаил ЕВДОКИМОВ

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности