• Пятница, Апрель 19, 2024

Редкие «бриллианты»

admin
Март06/ 2023

Знаменитые смолянки, родство которых со Смоленщиной теряется в глубине прошлого века

В канун самого «женского» из всех известных нам праздников у наших СМИ становится доброй традицией вспоминать о знаменитых смолянках разных эпох… Звезды театра, кино, науки, музыки, литературы, спорта, шоу-бизнеса: страницы истории нашего региона пестрят ИМЕНАМИ – от Марии Тенишевой, Людмилы Касаткиной, Ольги Воронец до Дины Корзун, Лики Рулла и Маши Малиновской… Но сегодня получше присмотримся к тем, о которых говорят и пишут значительно реже. И чье «родство» со Смоленской землей находится в тени или почти совсем неизвестно широкому кругу читателей.

Татьяна Яблонская: вечно юное советское «Утро»

Редкие «бриллианты»По ее знаменитой картине «Утро», где юная изящная пионерка делает утреннюю гимнастику, кажется, и сегодня в школах пишут сочинения… Маститая и титулованная советская художница, лауреат большого количества всевозможных премий, народный художник СССР. Но, пожалуй, по-настоящему всенародную известность Татьяне Яблонской принесли не выставки и критики, а школьные учебники. На той самой картине художница изобразила свою старшую дочь Лену. Говорят, будущий муж Лены влюбился в нее еще в детстве, за много лет до знакомства, глядя на репродукцию «Утра». Вот она – великая сила искусства.

Художник УССР, СССР, действительный член Академии художеств СССР, трижды лауреат государственных премий, Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н.А. Яблонского. Она появилась на свет за несколько дней до Февральской революции. Отец будущей знаменитости, художник и учитель, революцию не принял и даже пытался с семьей эмигрировать. Но что-то пошло не так, добраться семье удалось только до Украины. Они жили в Луганске, а получать художественное образование (после уроков рисования от отца, разумеется) Татьяна отправилась в Киев. Училась очень успешно: еще будучи студенткой, удостоилась персональной выставки. А потом – война, эвакуация на Волгу. Стало не до живописи: Татьяне, только родившей первую дочку, пришлось трудиться в колхозе. Снова начать рисовать художница смогла только после своего возвращения в Киев в 1944 году. Как ни странно, большой успех Яблонской начался не с «Утра», а с картины «Хлеб» – за нее художница получила Сталинскую премию. Ровесница революции, Татьяна Яблонская, конечно, представительница советской школы – авангардные «страсти» она не застала. И живопись 1940-х – вполне типична: радость труда, спорт, молодость и так далее. «Утро» – это уже 1954 год, когда повеяло оттепелью, и сюжет поменял курс на более интимный, что ли. Коллективное сменилось более личным.

В 1990-е ее здоровье стало ухудшаться: инфаркт, затем инсульт… Последние 6 лет жизни Татьяна Ниловна была прикована к инвалидному креслу, но продолжала рисовать до самой смерти. Писала натюрморты – единственно доступную ей теперь натуру. Художница ушла из жизни в Киеве летом 2005 года.

Мария Васильева: добрая фея Монпарнаса

Редкие «бриллианты»Имя другой известной художницы, Марии Васильевой, совсем уж редко упоминается в связи со Смоленском. Тем не менее родилась она именно здесь. 12 февраля 1884 года Мария Васильева, будущая «добрая фея Монпарнаса», появилась на свет в семье состоятельных землевладельцев. С 1902 года училась в частной художественной школе и изучала медицину в Петербурге. В 1905 году, получив императорскую стипендию, отправилась в Европу, год прожила в Мюнхене, а в 1907-м поехала на учебу в Париж, где жила в пансионе мадам Bouvet вместе с Соней Терк (Делоне) и Елизаветой Эпштейн. Училась в студии самого Анри Матисса (Henri Matisse), посещала академию La Palette. В 1910-м стала одним из организаторов Русского литературно-художественного общества в Париже и старостой Русской академии на Avenue du Maine, 54. В 1912 году в своей мастерской на Montparnasse организовала Свободную русскую академию (впоследствии известную как Académie Vassilieff). Здесь часто собирались молодые художники и литераторы, проводились дискуссии, лекции, музыкальные вечера. Васильева на собственные средства открыла на Монпарнасе очень бюджетную Cantine des artistes – Столовую художников. Там можно было пообедать за символические 65 сантимов, и ее посещали Аполлинер, Брак, Леже, Матисс, Модильяни, Пикассо, Цадкин, Шагал и другие будущие мировые знаменитости. Примечательно, что в начале Первой мировой войны Мария работала медсестрой во французском Красном Кресте.

С 1916 года начала создавать гротескные куклы для театра Гезы Блаттнера. После войны поставила сценографию для шведского балета Р. де Маре. Мария Васильева демонстрировала свои картины на Парижских осенних салонах и в Салоне Независимых. Фрески в кафе «Куполь» были созданы именно Васильевой.

В 1930 году она переехала на юг Франции. С 1938-го жила в Кань-сюр-Мер. В Париж Васильева снова вернулась в 1946 году, после Второй мировой войны. Последние годы жизни провела в доме для престарелых художников в Ножан-сюр-Марн, где ее и не стало 14 мая 1957 года в возрасте 73 лет.

Напоследок остается сказать, что творчество рожденной в Смоленске мировой знаменитости – синтез разных школ и направлений, от русской иконы и кубизма до art déco. 14 апреля 2021 года картину Васильевой «Обнаженная» (1915) на торгах аукционного дома Christie’s приобрели за €680 тысяч: более чем вдвое выше стартовой цены.

Марина Ладынина: муза великого Пырьева

Редкие «бриллианты»Одна из ярчайших звезд советского кино, ослепительная блондинка, муза самого Ивана Пырьева и лауреат пяти Сталинских премий (!) будто бы скрывала свое происхождение. В том, что она родом из деревеньки Скотинино Темкинского района Смоленской области, Марина Алексеевна предпочитала не признаваться. Почему?

«Много лет Марина говорила, что родилась не на Смоленщине, а в Красноярском крае, – рассказывал смоленским СМИ племянник актрисы Николай Ладынин. – Но это неправда. И люди всегда знали, что Марина родилась именно здесь. Вероятно, по молодости она стеснялась неблагозвучности названия своей деревни: не всякая звезда может признаться, что родилась в Скотинине!»

Известно, что после появления на свет Марины ее семья переехала в село Назарово, находящееся рядом с городом Ачинском. Отец будущей кинозвезды, Ладынин Алексей Дмитриевич, имел всего три класса образования, а мама – Мария Наумовна – и вовсе была безграмотной. Кроме старшей дочери, в семье подрастали еще три ребенка: брат Толя и сестры Клава и Валя. Так как Марина была старшей, домашние обязанности возлагались на нее: стирка, уборка, приготовление пищи. На летних каникулах девочка работала дояркой у местной фермерши. С детства Ладынина проявляла интерес к творчеству. Научилась читать рано и всегда пересказывала прочитанное деревенским друзьям. Благодаря этому в школе девочку взяли суфлером в самодеятельный театр. Вскоре Марине начали давать эпизодические роли в спектаклях.

Первой серьезной работой была роль Наташи в спектакле «Русалка». Затем Ладынину стали приглашать в Ачинский драматический театр, чтобы подменить актеров, которые заболели. Там девушку окончательно убедили в том, чтобы выбрать искусство в качестве профессии. В 16 лет, после окончания школы, Марина Ладынина стала учительницей в селе Назарово. По счастливому случаю в село приехал артист московского театра Всеволода Мейерхольда. Сергей Фадеев, который, увидев актерские данные девушки, посоветовал ей сдать экзамены в ГИТИС и даже подарил книгу «Моя жизнь в искусстве». Ладынина так и поступила: в 1929 году переехала в Москву и поступила в ГИТИС с первой попытки. В 1933-м Ладынина окончила обучение. В скором времени Марину приняли в труппу МХАТа, где девушка застала весь цвет театральной русской школы. Актрисе посчастливилось играть на одной сцене рядом с Константином Станиславским, Ольгой Книппер-Чеховой, Владимиром Немировичем-Данченко, Ольгой Андровской. Игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычев и другие» отметил сам Максим Горький. Затем последовали другие успешные роли. В 1934 году девушку пригласили на съемки фильма «Вражьи тропы», где Марина Алексеевна познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Встреча оказалась судьбоносной для творческой биографии Марины и ее личной жизни. Ради Пырьева девушка оставила мысли о сцене и занялась карьерой киноактрисы. В то время Пырьев начинал снимать фильм «Богатая невеста» и на главную роль взял Ладынину. После съемок разыгрался скандал по поводу того, что в фильме издеваются над украинским языком. Однако, когда Иосиф Сталин увидел фильм и оказался от него в восторге, юную актрису и режиссера наградили орденом Ленина.

Статус звезды Ладыниной вскоре закрепила волна всенародной любви к картине Ивана Пырьева «Трактористы»: оба получили Сталинские премии. Позднее коллекция государственных наград Марины Ладыниной пополнилась еще четырьмя Сталинскими премиями. Потом были «Любимая девушка», «Антоша Рыбкин», «Свинарка и пастух», мелодрама «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки»… После последнего актриса стала популярной настолько, что в Москве, на улице Горького, висели два портрета – Сталина и Ладыниной. Слава актрисы пошла на убыль после драматического расставания с изменявшим ей Пырьевым.

Тем не менее на родине ее любят и помнят… «Когда я еще жила у дяди Ивана в деревне Скотинино, то часто ходила купаться на реку Угра. Уже тогда, когда у берега был поздний ледок… И люди говорили: «Учителка купаться пошла». А я была в теплом платке, чулках, пальто. Быстро окуналась, выходила и быстро обтиралась – кожа «горела» на ветру. Никто меня тогда этому не учил, просто была такая интуитивная потребность организма. Также я работала в деревне по ликвидации неграмотности», – Темкинский музей бережно хранит письмо Ладыниной, где она рассказывает о том, как в 1926–1927 гг. работала здесь учительницей.

Текст: Инна Петрова

ФОТО: dzeninfra.ru

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности