• Вторник, Апрель 23, 2024

Туризм выходного дня. Тайная реликвия Минска

храм
Журналист
Февраль20/ 2023

Царствие Божие для православных на земле  – так называют белорусы уникальный Всехсвятский храм-памятник, однодневное путешествие к которому мы не так давно совершили.

Все мы ждем чуда. Особенно в трудное время, когда, бывает, надеяться и опираться абсолютно не на кого… Кроме Бога. Действительно, в дни испытаний и потерь последней надеждой получить поддержку и утешение для смолян становится вера. Особенно в первые месяцы нового года, когда большие православные праздники следуют один за другим, а туристические поездки в другие города и страны наполняются глубочайшим духовным смыслом…

Раз в тысячу лет

Несколько часов в пути – и вы уже в другой стране. В самом ее сердце – в столице. Не нужно долго гадать, о каком городе идет речь: конечно, о Минске. Все его главные достопримечательности, как близким соседям, смолянам давно известны. Но, похоже, далеко не все…

Одним из таких сакральных мест на карте ближнего зарубежья стал Всехсвятский храм-памятник Минска. Мы побывали там минувшей осенью, когда освещали события фестиваля «Евразия.DOC», финал которого проходил в белорусской столице. И это впечатление стало одним из самых сильных за минувший год.

Храм Всех Святых расположен в отдалении от самых популярных и известных достопримечательностей Минска. Как ни странно, далеко не все экскурсионные маршруты включают его посещение. Так что многие гости белорусской столицы зачастую даже не догадываются о его существовании на карте города. Эта «тайная» жемчужина храмовой архитектуры Минска укрыта от жадных туристических взоров на окраине столицы. И редкий гость города, петляя по улицам и внезапно обнаруживая потрясающей красоты архитектурный храмовый комплекс, способен сдержать восхищенный возглас.

Вот и мы, свернув на пересечение улиц Калиновского и Всесвятской и увидев в окне автобуса, под ярко-голубым небом, это белоснежно-золотое изящное чудо, своими ажурными стенами и куполами стремящееся к облакам, не удержались от восторженного «Ах!». К слову, до появления на этом месте храма здесь была безымянная улица. И только в конце 2007 года безымянная улица, пересекающаяся с улицей Калиновского, получила название Всесвятская.

В чем же уникальность этого сакрального места, столь притягательного для верующих? Начнем с того, что это не просто храм, но еще и памятник, полное название которого – «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем».

Такие архитектурные комплексы строятся раз в тысячу лет. Поэтому отнестись к сооружению шаблонно, на основе устоявшихся стереотипов, его создатели сочли недопустимым. К слову, главный архитектор Лев Николаевич Погорелов так говорил о своем творении: «Больше ничего проектировать не буду. Это мой любимый объект, моя лебединая песня». И действительно, вскоре после постройки церкви в столице Белоруссии великий архитектор скончался. Идея архитектора соединить историческое наследие прошлого со строительными технологиями настоящего для послания в будущее воплотилась в камне.

Высота Всехсвятского храма вместе с крестом – 74 метра. Храм имеет форму шатра, увенчанного крестом. Шатер символизирует Божию Матерь и Христа как главу Церкви. В основе шатра лежит число девять, образуемое восемью широкими гранями с геометрическим центром – его вершиной. В крипте (нижней алтарной части храма) собрана земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Белорусской земли. Слева и справа от шатра находятся два боковых придела — они напоминают о соотечественниках, которые погибли во время войн. Пять куполов храма-памятника устанавливаются в честь Всех Святых Беларуси, в память всех павших за отечество воинов, всех без вины замученных в тюрьмах и лагерях и всех убиенных детей.

Сокровенное место

Именно крипта – то самое место, куда мы направились прежде всего. Напомним, что само это слово – крипта (с греческого языка krypte – крытый ход, сокровенное место) – известно в церковной практике уже с античных времен. У ранних христиан так называлось помещение в катакомбах, где они совершали богослужения и погребали умерших. В средние века и позднее крипта стала означать часовню под храмом. У православных народов возникла традиция в подземном помещении под алтарем храма проводить захоронение защитников родины, князей, игуменов монастырей – то есть своих видных и славных сынов. Крипта в храме Всех Святых символизирует соединение прошлого с настоящим и настоящего с будущим, с Отечеством Небесным. Это не только благодарная память нас, потомков о тех, кто отстоял от врагов и сохранил родную землю для будущих поколений, но и место молитвенного соединения «…с жертвами спасения Отечества нашего послуживших» (слова святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

Крипту открывают тяжелые (более 1 тонны) двери, символизирующие человеческое горе, – «Слезы Беларуси». В основе композиции шести клейм – символы событий и мест, особо отмеченных в истории Беларуси высочайшим героизмом и страданиями народа.

Грюнвальдская битва – 15.07.1410

Чернобыль – 26.04.1986

Сморгонь – 1915-1917 гг.

Хатынь – 22.03.1943

Тростенец – 19411944 гг.

Соловки – 19231939 гг.

В основу композиции дверей положены венки. Объединяющим мотивом является объемный элемент – слеза и одновременно пламя свечи, как светлая печаль и вечная жизнь. В центре каждой слезы – фрагмент событий из истории страны. Сюжетную композицию дверей венчает изображение ангела, осеняющего вход в крипту цветами. Изречение, взятое из Апокалипсиса, выражает духовную мысль о том, что отдавший душу за други своя свят у Бога, а именно: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе…». Символика оформления внутренних дверей раскрывает преемственность поколений. Здесь использован образ древа жизни, осиянного Духом Святым, изображенного в виде голубя с пальмовой ветвью в клюве. Орнамент внизу двери представляет собой также объемные символы слезы, которые могут трактоваться как пламя свечей, и в то же время вызывает ассоциации с семенами. Таким образом, данный орнамент можно считать цитатой «семена нашей памяти». Центральное мозаичное панно символически раскрывает идею соединения Отечества земного с Отечеством Небесным. Доминантой панно является изображение древнего герба Минска. Ниже размещены изображения гербов областных городов Беларуси (слева вниз: герб Бреста, Витебска, по центру – Гомеля, справа вниз – Гродно, Могилева). В центре гербов – крест Евфросинии Полоцкой. Стеклянная восьмигранная пирамида в центре помещения венчает изречение из Евангелия от Иоанна (5:25), выполненное церковно-славянской вязью: ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ И НАСТАЛО УЖЕ, КОГДА МЕРТВЫЕ УСЛЫШАТ ГЛАС СЫНА БОЖИЯ И УСЛЫШАВШИ ОЖИВУТ. В этом суть крипты храма-памятника: Воскресение Христова, бессмертие душ в соединении с Христом.

Изображения архангелов Михаила (военачальник Небесных сил) и Гавриила (вестник Божественных тайн), символизирующих воинство Небесное Христово, венчают спуск в крипту, где захоронены останки воинов, павших в сражениях за веру, Отечество и народ. Сама крипта представляет собой группу помещений, образующих единое пространство в нижней подалтарной части храма-памятника.

Помещение-усыпальница. Здесь расположены ниши (их восемь), в 3 из которых захоронены прошедшие археологическую и антропологическую экспертизу останки воинов трех отечественных войн: по центру – Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., слева – Первой мировой войны 1914–1917 гг., справа – Отечественной войны 1812 г.

Центральное помещение. Стены помещения с северной и южной стороны имеют зеркальное архитектурное и декоративное решение. В них встроены мемориальные ниши для хранения в хрустальных сосудах земли с мест исторических сражений и захоронений с мест гибели белорусов, послуживших своему отечеству, – со всего мира. В храм-памятник приносится земля из очередного одного места планеты, где когда-то пролилась белорусская кровь или покоятся останки предков современных белорусов. Углубления в стенах закрыты пластинками из оникса. Уникальные узоры каждой из них ассоциируются с неповторимостью человеческих судеб.

Основную смысловую нагрузку интерьера крипты несут икона Воскресения Христова, написанная мастерами из Палеха, и большая Неугасимая Лампада, изготовленная из натурального мрамора, художественной бронзы (скульптор – Александр Тухто). Неугасимую Лампаду затеплили огнем, взятым от Гроба Господня в Иерусалиме. По бокам подсвечники: от лампады любой посетитель крипты может зажечь свечу за живых и мертвых, ведь у Бога все живы, или унести домой частичку огня со Святой Земли.

Крипта выполняет не только богослужебную, церковную функцию, но и светскую. Храм-памятник призван внести вклад в «национальное ратное будущее страны», поскольку в нем совершаются разнообразные воинские ритуалы. Здесь принимают присягу будущие воины и получают дипломы выпускники военных училищ и академий.

В 2013-м в крипту минского Всехсвятского храма передали капсулу, содержащую фрагменты обшивки затонувшей в 2000 году АПЛ «Курск». В 2015 г. 39 капсул с землей от мест погребения воинов-белорусов, что погибли вдалеке от Родины, были заложены волонтерами движения «Доброе сердце». С 2015 г. в крипте храма появились капсулы с афганской землей, в 2016-м — с землей и пеплом из лагеря смерти «Тростенец», с ялтинской землей от места погребения Максима Богдановича. С 2021 г. в нишах крипты хранится земля с могил сотрудников ГАИ, которые погибли, исполняя служебный долг, с 2018-го — земля с места Курской битвы. В 2019-м из всех областей Беларуси передавали во Всехсвятский храм землю с братских могил защитников Беларуси.

В крипте храма также установлены мемориальные доски. Первая из них посвящена памяти погибших во время теракта на станции метро «Октябрьская». Вторая, открытая в 2014 году, увековечивает память павших в Афганистане. Третья установлена в 2016-м в память о жертвах катастрофы на ЧАЭС.

Чтобы Небо не отрекалось от нас

– ХХ век оборвал нам историческую память не только на национально-государственном уровне, но и на семейном, – недавно признался в интервью российскому журналу «Фома» протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода города Минска и соавтор этого архитектурного проекта. – Человек часто ощущает себя заброшенным сиротой. Храм-памятник в честь Всех Святых и в память невинно убиенных во Отечестве нашем – напоминание о том, что у каждого из нас на Небе есть молитвенник-покровитель. Это напоминание о том, что наше сиротство – одностороннее. Мы часто забываем и отрекаемся от Неба, но оно не отрекалось от нас. Именно эту весть сможет расслышать человек, входящий под сень храма Всех Святых. Страна без такого храма – сирота. С ним же народ пускает корни в небо.

Во Всехсвятском храме предусмотрены три придела. Северный нижний — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи — был завершен первым, северный верхний — в честь иконы Богородицы «Утоли мои печали». И главный — в честь Всех Святых.

К примеру, интерьер придела в честь усекновения главы Иоанна Предтечи выполнен в соответствии с назначением помещения, что предполагает определенные цветовые и тематические решения. Все его составляющие, каждый элемент работают на общее впечатление, которое создается молитвой и ради молитвы, для Божественной литургии, что в переводе с греческого означает «общее дело». На стенах придела изображены сцены из земной жизни Иоанна Крестителя. Всего изображено 9 житийных сцен (по стенам, начиная от иконостаса с южной, двигаясь слева направо по кругу). Стенопись, иконостас и киоты придела Иоанна Предтечи выполнены художниками иконописной мастерской «Палехский Иконостас». Иконы, написанные в традициях палехской живописи XV–XVII веков, деревянные киоты и различная резная утварь сочетает единый тябловый стиль, то есть они украшены плоской резьбой.

Еще один прекрасный придел Всехсвятского храма-памятника – в честь Богоматери – расположен слева от главного шатра в примыкающем к нему северном тереме. Посвящен он иконе Богородицы «Утоли мои печали» и оформлен в тонах, которые по традиции принято считать богородичными – небесно-голубом, белом, темно-вишневом, а иконостас и киоты отделаны золоченой резьбой. Палехские художники использовали здесь технику стенной живописи по сухой штукатурке акриловыми красками. Они наиболее современные и долговечные. Тема Богородицы задает колорит стенной росписи и общее настроение. Если посмотрим основные сюжеты, начиная со свода, то в центре увидим Господа-Вседержителя с благословляющим жестом. Этот образ самый крупный, кульминационный в храме. Он взирает на нас сверху как всевидящее и всезнающее Божество. В так называемых парусах – треугольниках, расходящихся от купола, — традиционно помещены символы четырех евангелистов: ангел (Матфей), лев (Марк), телец (Лука) и орел (Иоанн). Над иконостасом — Троица как символ триединого Бога, а с противоположной стороны, над балконом, Распятие. Двигаясь по часовой стрелке от иконостаса увидим в верхней части храма изображение евангельских событий, предшествовавших Распятию и последовавших за ним.

И, конечно, покидая это невероятное место силы, мы не смогли пройти мимо деревянного храма Святой Живоначальной Троицы, который тоже является неотъемлемой частью комплекса. Примечательно, что строительство сруба велось из бревен белорусской сосны круглого сечения, заготовленной зимой, когда сокодвижение замирает, без использования гвоздей. Рубили одним топором. С давних времен известно, что пиленая древесина легче увлажняется и загнивает, чем обработанная топором, который ударами сплющивает сосуды дерева, как бы их закупоривает. Вот почему в исторических документах о деревянных строениях употребляется слово «рубить» вместо «строить». Внутреннее убранство храма также соответствует выбранному стилю постройки: все иконы написаны в византийском стиле московскими мастерами, а алтарная часть отделена от основного объема храма резным деревянным иконостасом.

Удивительно, но всего за час, проведенный в минском храме Всех Святых, ты ощущаешь, как клетки твоего тела и твоя душа будто бы перезапускаются заново, обновляясь. А его роскошная красота и великолепие нисколько не подавляют тебя и не оставляют такого чувства, будто ты держишь неподъемные каменные стены на своих плечах, раздавленный собственным ничтожеством перед величием Всевышнего. Просто понимаешь, что здесь ты – как дома. С его румяными яблоками из сада отца Федора, его светлой улыбкой и ароматным чаем в белоснежной беседке. А значит, еще возможно что-то в своей жизни изменить к лучшему…

Справка «ГТ»

Решение о строительстве в городе Минске храма во имя Всех Святых было принято на заседании Синода Белорусской Православной Церкви 29 апреля 1990 года.

4 июня 1991 года состоялось освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех Святых в Минске, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего первого патриаршего визита в Республику Беларусь.

В марте 1996 года президент Александр Лукашенко подписал представленный ему макет святыни такими словами: «Поддерживая идею строительства храма–памятника безвинно ушедшим из жизни, думаю, что лучшей памятью для них станет участие государства в строительстве храма».

В 2005 году был утвержден обновленный проект храма-памятника, а летом 2006 года началось его строительство.

Освящен 14 октября 2021 г. Архитектор — Лев Погорелов в соавторстве с протоиереем Федором Повным. Одновременно храм способен принять 1200 молящихся.

Рядом с каменным храмом возведена деревянная церковь, освященная в 2006 г. в честь Святой Троицы.

Храм-памятник впервые распахнул двери 2 июля 2010 года. Накануне Дня Республики. В крипте с воинскими и церковными почестями были захоронены доставленные с полей сражений останки неизвестных солдат трех войн – Отечественной 1812 года, Первой и Второй мировых.

19 декабря 2010 года митрополит Филарет совершил чин освящения нижнего бокового придела в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Текст: Инна ПЕТРОВА

ФОТО: hramvs.by

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности