• Среда, Апрель 24, 2024

Переправа, переправа…

Журналист
Май09/ 2022

Название «Соловьева переправа» уже много десятилетий у всех на слуху. И хотя в мирное время львиная доля почестей достается именно этому героическому памятному месту сражений на Смоленщине, справедливо будет написать сегодня о той переправе, которая много лет находится как бы в тени славы Соловьевой…

Связь времен редко ощущается нами физически – хотя она и неразрывна. Почти 80 лет мы живем в мире: именно в тех местах, где в роковые сороковые шли ожесточенные бои. Каждую весну здесь зеленеют поля и разливаются реки. Любуясь благостными картинами первозданной природы средней полосы, мы редко думаем о том, что эти зеленые равнины и вешние воды Смоленщины – молчаливые свидетели страшных кровопролитий и пожарищ Великой Отечественной. Сколько тайн скрывают они в своих недрах? Не знает никто, кроме них самих…

Сейчас Ратчинская переправа – один из самых укромных и тихих уголков Смоленской области. Кроме небольшого и, в сущности, безымянного памятника на берегу, о том светопреставлении и аде, когда-то творившихся в этих живописных местах, не напоминает практически ничего. Хотя немногочисленные жители близлежащих деревень знают: для купания и рыбалки лучше выбирать другие места Днепра. Потому что и сегодня дно переправы усеяно обломками искореженного транспорта.

Все так. В августе 1941 года небо, вода и земля близ деревни Ратчино слились в одно сплошное адское месиво. От количества пролитой крови цвет воды был красным. Так, ценой нечеловеческих усилий прорывали окружение врага оборонявшие Смоленск 16-я и 20-я армии.

27 июля фашистские войска ударом в тыл окружили советские войска севернее и западнее Смоленска. Советские дивизии были вынуждены отступать на восток. И.А. Флеров получил приказ перебросить батарею реактивных установок «катюша» к станции Кардымово. По прибытии туда он получил новый приказ: немедленно переправляться через Днепр у села Соловьево. Пробиваться к Соловьевой переправе не имело смысла – она была разбита. Было принято решение двигаться в направлении к Ратчино.

Документов по Ратчинской переправе сохранилось немного. И хотя братских могил в тех местах осталось много, обозначенных среди них – небольшое количество. Ратчино – это только направление. Если ознакомиться с картами 1941 года, то можно увидеть целую сеть деревушек без указания расстояний между ними. И если позже о каком-либо бойце писали «погиб около Ратчино», то фактически это могло быть и за пять, и за десять километров около него, в любую сторону.

Переправа, переправа…

Как это было

В середине июля 1941 года немецкие войска неистово рвались к Москве. Путь к ней преграждал древний Смоленск. Немцы теснили советские войска и фактически окружили 16-ю и 20-ю армии северо-западнее, севернее и северо-восточнее Смоленска. Образовался «Смоленский котел». Из воспоминаний члена Военного совета 16-й армии генерал-майора А.А. Лобачева: «26 июля части 20-й армии соединились с нашими частями в районе Смоленска и заняли оборону рядом с боевыми порядками 16-й армии. Потери в частях 20-й велики, вооружения не хватает…» Из мемуаров Маршала Советского Союза А.И. Еременко (в июле 1941 года – заместитель командующего Западным фронтом): «28 июля обстановка для 16-й армии обострилась. Чтобы не оказаться окруженной по частям, ей пришлось окончательно оставить Смоленск и отходить, что было сделано в ночь с 28 на 29 июля 1941 года». 2 августа командующий 20-й армией генерал-лейтенант П.А. Курочкин отдал приказ начать отход за реку Днепр. Отступающим 16-й и 20-й советским армиям 1–6 августа 1941 года предстояло ликвидировать «Смоленский котел», переправиться через Днепр и, сохранив людей и технику, занять новую линию обороны на восточном берегу Днепра.

Прорыву двух армий из «котла» способствовали действия оперативной группы под командованием генерал-майора К.К. Рокоссовского, оттянувшей на себя значительные силы немцев. Главные силы 16-й и 20-й армий, прикрываясь подвижной обороной выделенных для этого частей, продвигались к переправам через Днепр и одновременно вели непрерывные бои.

Переправа через Днепр была связующей нитью героически оборонявших Смоленск частей 16-й и 20-й армий с основными силами Западного фронта. Таких переправ было несколько. 27 июля 1941 года фашисты сумели захватить западный берег р. Днепр в районе д. Соловьево, прервав основные коммуникации материально-технического обеспечения фронта. Они стремились перебраться на восточный берег реки и полностью нарушить снабжение советских войск. Гитлеровцы беспрерывно атаковали отходившие части. Очистить коммуникации от фашистов и овладеть Соловьевой переправой к 1 августа нашим войскам не удалось. Советское командование приняло решение изменить направление прорыва армий южнее, в район болотистой местности у села Ратчино, где также существовала переправа через Днепр. Сводным отрядом, который прикрывал переправу советских войск, командовал полковник А.И. Лизюков.

Из отчета начальника инженерного управления Западного фронта: «Из имеющихся переправочных средств наиболее устойчивым под огневым воздействием показал себя понтонный парк Н2П. Переправы через р. Днепр многократно подвергались бомбежке авиацией противника. Пробитые понтоны оседали на дно, на осевшие понтоны укладывался подручный материал, и переправа продолжала действовать. Переправа из лодок А-3, будучи подверженной сильному огню противника, была разрушена, и лодки окончательно вышли из строя». Лодки А-3 были резиновыми и при попаданиях пуль и осколков приходили в негодность.

Фашисты стремились перерезать коридор, связывающий отступающие войска с главными силами фронта: ударами с севера и запада разгромить остатки двух советских армий. Немецкая авиация постоянно бомбила переправы, чтобы не дать советским частям ускользнуть. В западном районе д. Рыжково немецкие войска установили крупнокалиберную артиллерию, которая вела огонь по переправе. Непрерывный немецкий обстрел привел к хаотичности на переправе. Когда две переправы были разбомблены, хаос достиг критической отметки. На подступах к мосту была выставлена охрана. Саперы трудились самоотверженно. Мост наводили на поплавках. Помогали пехотинцы и жители деревни. Они вместе с бойцами разбирали дома и таскали бревна к реке. К утру 3 августа мост был готов. Первые воинские части начали переправу 2 августа в 6 часов по наведенным переправам и вброд. По переправам двигались повозки с ранеными, легкая артиллерия и минометы, автомашины. Бойцы и командиры переходили реку вброд. 3 августа с рассветом переправа продолжилась. Согласно донесению командира первой батареи реактивной артиллерии «катюша» капитана Флерова И.А., 3 августа 1941 года через реку Днепр были переправлены семь установок БМ-13. Личный состав батареи перенес на себе с западного на восточный берег Днепра 113 из 120 имевшихся в наличии снарядов. С 9 до 10 утра немецкая авиация безостановочно бомбила переправу и разрушила ее. Горели машины и повозки на обоих берегах реки. Была сожжена деревня Ратчино. Советские истребители дважды пытались «перекрыть небо». 3 августа к 16 часам из окружения по переправе вышло около 2100 человек из состава 16-й армии и около 1600 человек из 20-й армии. Вся западная пойма Днепра шириной от одного до двух километров была забита обозами и машинами с ранеными. 4 августа был единственный день, когда советская авиация не допустила бомбежки переправы. 5 августа шло восстановление разрушенных немецкой авиацией переправ, а ночью переправлялись войска и техника в тыл и подавались различные грузы частям на правом берегу. К утру 6 августа переправа была закончена. Прикрывая сосредоточение частей 20-й армии, 144-я и 153-я стрелковые дивизии вели бои на левом берегу Днепра. Остальные соединения армии выводились в тыл. 16-я армия, прикрываясь обороной частей 129-й и 46-й стрелковых дивизий, остальными силами сосредотачивалась в районе Дорогобужа, выходя во фронтовой резерв.

Из воспоминаний Колденкова С.Н.: «Была организована подача боеприпасов, горючего и продовольствия частям, ведущим бои на правом берегу. Из-за разрушения переправ горючее подавали ведрами по штурмовым мостикам. Из-за нехватки горючего, а также из-за невозможности переправиться по мостам, солдаты загоняли технику в реку, чтобы та не досталась врагу, и переправлялись через Днепр вплавь. Многие, кто не умел плавать, тонули».

Из наградного листа капитана Салбиевой В.И. (к присвоению звания Героя Советского Союза): «…4.8.41 г. будучи командиром штабной роты связи, тов. Салбиева со своей ротой связи, при подходе к переправам на р. Днепр у дер. Ратчино, Головино, была отрезана немцами (полк 8 пд [пехотной дивизии] немцев) и оказалась на участке одной из дивизий 5 мех. корпуса, которая залегла и не продвигалась. Тов. Салбиева личным примером и после неоднократным применением оружия, подняла не только свое подразделение, но и находящихся бойцов и командиров 5 МК [механизированного корпуса], и лично повела их в атаку, в результате полк 8 пд немцев был полностью уничтожен, и наши части овладели переправами, что позволило вывести не только пехоту, но матчасть артиллерии и танков, буксируемых уцелевшими тракторами».

 

Наши дни

Три дивизии из четырех, которые первыми получили звание «гвардейская» в сентябре 1941 года, в августе вели боевые действия на данной территории – это 127 сд (2-я гвардейская), 153 сд (3-я гвардейская), 161 сд ( 4-я гвардейская). Сотни бойцов за бои от Соловьево до Ратчино в этот период получили свои награды – от медали до Героя Советского Союза. И большинство имен погибших в окрестностях Ратчино остается неизвестным… Много лет поисковики поднимают останки защитников переправы, но перезахоранивают на Поле Памяти в д. Соловьево. Там удобно, дорога с твердым покрытием проходит прямо рядом с храмом и Полем. А на Ратчинскую переправу прокладывают дорогу сами жители и поисковики.

Как вспоминает в своем аккаунте «ВКонтакте» командир поискового отряда «Переправа» Наталья Максимова, 9 мая 1990 года, спустя 45 лет после окончания Великой Отечественной войны, на территории Ратчинской переправы произошло важное событие для Кардымовского района – перезахоронение останков бойцов РККА, найденных в ходе поисковой деятельности первого состава отряда. Это было первое перезахоронение 11 безымянных останков.

Значительно позже, в ходе межрегиональной «Вахты Памяти», развернутой у Ратчинской переправы в 2018 году, были подняты останки 37 солдат, имена четверых из которых удалось прочесть. Это были Семенов Павел Петрович (Саратовская обл.), Тарасов Владимир Иванович (Можайск, Московская обл.), Сотников Александр Иванович (Тюменская обл.) и Попов Константин Иванович (Алтайский край).

И тогда же, в сентябре 2018-го, к Братскому захоронению в деревне Бережок из Нижегородской области приехали родственники пропавших без вести советских бойцов, чтобы отдать последние почести своим погибшим воинам.

Михаил Удалов, уроженец Нижегородской области, рассказывал журналистам кардымовской газеты «Знамя труда»: «Калякин Александр Архипович – мой единственный дядюшка, мамин брат. Много лет я собирал материал. Потом связался с Натальей Геннадьевной (Максимовой), которая подтвердила мои догадки, что дядя мой погиб смертью храбрых в 41-м году при переправе через Днепр. Я поговорил с односельчанином, Александром Бажановым, у него здесь дедушка тоже где-то пропал без вести. И мы пришли к мнению, что нужно ехать на Смоленщину».

Александр Бажанов, Нижегородская область: «Последние вести о своем муже, Бажанове Иване Михайловиче, моя бабушка узнала от однополчан. Они рассказали, что, выходя из окружения, двигались к Днепру, чтобы переправиться на другую сторону. На подходе к воде их пути разошлись. Они остались живы, а мой дед до сих пор считается пропавшим без вести. Долгое время я пытался разыскать дедушкины следы, но поиск не дал результатов. Может быть, он и сейчас лежит где-то здесь, может быть, его уже подняли поисковики и перезахоронили на Соловьевой переправе, а может, его останки находятся среди 37 человек, найденных в этом году. Мы привезли таблички с именами и фотографиями своих погибших героев, чтобы увековечить память о них. Нашей родной деревни, где они жили (село Васильки, Горьковской, ныне Нижегородской области) тоже не стало. Осталось только кладбище».

Так, много лет подряд, поисковый отряд «Переправа» шел по следам движения 8-го мотоциклетного полка 5-го мехкорпуса, вместе с которым взаимодействовала 229-я стрелковая дивизия, где и служили вышеупомянутые солдаты.

И совсем недавно, 26 февраля 2022 года, у Ратчинской переправы состоялся автомотопробег в рамках проекта «Днепровские переправы. По следам 8-го мотоциклетного полка». Этап проекта назывался «Дорога к обелиску» – к братской могиле, которая находится на берегу Днепра.

«Почему мотоциклисты? Да потому что на данной территории в далеком 1941-м проявили героизм мотоциклисты 8-го мцп, – отмечает Наталья Максимова. – «Ночные волки» являются наследниками 8-го мцп, русские мотоциклисты! Иван Валентинович Щипун, уроженец Днепропетровской области, политрук роты управления 8-го механизированного полка 5-го механизированного корпуса 20-й армии Западного фронта, в ходе Смоленского оборонительного сражения (10 июля – 5 августа) возглавил отряд при штабе полка, выполнявший разведывательно-диверсионные задачи в ближнем тылу врага. Так, в августе отряд в составе двух стрелковых взводов под командованием Ивана Валентиновича проник за линию фронта и захватил понтонную переправу через Днепр, а также плацдарм за ней. Целый день бойцы держали героическую оборону, ожидая подхода главных сил. Когда немецкое командование подтянуло артиллерию для уничтожения красноармейцев, политрук с наступлением темноты организовал и возглавил дерзкую вылазку. Советские бойцы ворвались на позиции неприятельской батареи, полностью уничтожив ее личный состав, все семь орудий и 20 автомашин. На следующий день неравный бой возобновился, но основные силы так и не подошли, так как противнику удалось отразить все попытки установить соединение со взводами Щипуна. Почти все бойцы его отряда погибли. В живых из личного состава остались только тяжелораненый командир отряда и красноармеец, вынесший его на себе в расположение своих частей. И только летом 1942 года, после выздоровления, ему было присвоено звание Героя Светского Союза! А более 30 офицеров и красноармейцев 8-го мотоциклетного полка под командованием майора Белик Петра Алексеевича были отмечены орденами и медалями за бои на территории именно Ратчинской переправы. И в честь столетия официального дня рождения Красной армии (в 1922 году!) поисковики организовали этот пробег, чтобы почтить в такое непростое время память погибших и пропавших без вести офицеров и красноармейцев РККА в годы Великой Отечественной войны».

Сколько останков бойцов и командиров было поднято в окрестностях Ратчино на поверхность земли за последние десятилетия, нельзя сказать с точностью. Но это не сто и не дести человек. Счет перевалил за тысячу! Сколько установлено имен, считавшихся пропавшими без вести, сколько найдено родственников! Возможно, когда-нибудь наступит тот день, когда каждый павший в боях за ту самую героическую переправу снова обретет имя, родных и близких и, конечно, право на историческую справедливость.

Текст: Ирина Малинина

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности