• Четверг, Апрель 25, 2024

Валерий Беляев: «Меня до сих пор узнают в Смоленске»

Журналист
Апрель19/ 2022

В интервью «Главной Теме» продюсер театрального «Смоленского ковчега» приоткрыл некоторые тайны фестивальной «кухни», а заодно и своей творческой биографии. 

Мы уже писали о том, что Гран-при восьмого по счету «Смоленского ковчега» в 2022 году к себе на родину увезли костромичи, покорившие смолян и строгое жюри фестиваля комедией по пьесе Григория Горина «Карнавал в Вероне».

Фестиваль закончился неделю назад, а награды все еще спешат вдогонку тем, кто их получил. В свежем выпуске «ГТ» вы найдете два больших интервью: с  обладателем награды «Смоленского ковчега» в номинации «За лучшую мужскую роль», актером Московского драматического театра на Перовской Артуром Мартиросовым и обладателем специального приза фестиваля в номинации «За проникновенное исполнение роли, артистом Гомельского областного драматического театра Андреем Шидловским.

Для смоленских поклонников театра девять дней фестиваля пронеслись со скоростью звука. Плотность событий зашкаливала: шутка ли, по три-четыре премьеры в день! Разные стили, разные жанры, разные эстетические планеты… Каждый зритель на этом пиршестве Мельпомены смог найти то, что было близко именно ему.

Насколько высоко оценивает уровень состоявшегося восьмого фестиваля его бессменный продюсер Валерий Беляев, и каким он видит его будущее?

— Валерий Викторович, чем ближе было завершение восьмого «СК», тем больше приходило зрителей на каждый спектакль. Означает ли это, что все задуманное сбылось?

— Да, VIII Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» удался – могу сказать это с полной уверенностью. Мы сумели показать все аспекты, все тенденции, все направления, по которым сейчас движется и развивается театральное искусство. Очень порадовало то, что с сильной стороны продемонстрировали себя городские театры. Ведь, как правило, областные театры имеют больше возможностей для участия в крупных фестивалях, а городские — варятся в собственном соку. «Смоленский ковчег» раскрыл перед ними новые возможности.

Правда, заявок на этот раз пришло так много (более 60!), что пришлось отсеять примерно две трети желающих. Ведь фестиваль не может длиться полмесяца: хотя я уверен, что смоляне с еще большим азартом ходили бы на все спектакли до самого завершения.

— Каким вам на этот раз показался смоленский зритель?

— Мое глубокое и искреннее убеждение: в Смоленске – самый лучший зритель. Добродушный,  прекрасный, деликатный, открытый. В этих его качествах, на самом деле, и заключается секрет успеха «Смоленского ковчега».

Даже когда смоляне видят, что на сцене происходит что-то такое, чего они не совсем понимают, или нечто дискомфортное для их восприятия, люди не уходят — смотрят внимательно, до самого конца. Пытаются осмыслить, понять, что именно им хотел сказать режиссер.

— Благодаря кому (или чему) удалось в настолько сложное время, когда даже у  организаторов единичных культурных событий срываются концерты, поднять такую махину – целый фестиваль?

— Безусловно, в первую очередь, это заслуга директора Cмоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова Людмилы Судовской.

Именно на нее и, конечно, на руководителя литературно-драматургической части Елену Кирееву легла основная мощь работы. Наш фестиваль – любимое детище Людмилы Николаевны. Она сказала, что в апреле проведет фестиваль – и провела! Человек слова. Сказала – сделала. Вы ведь помните, что «Смоленский ковчег» даже в год начала пандемии не отменялся, просто перенесся с весны на осень. Каких усилий ей стоило то, чтобы восьмой фестиваль состоялся? Конечно же, титанических. Ведь нужно на все средства найти, прежде всего. А это сейчас действительно непросто…

— На этот раз к фестивальным показам присоединился Смоленский Дом актера. Насколько удачным было нововведение?

— Камерная, уютная обстановка Дома актера оказалась нам очень кстати, особенно для постановок, которым не требовалось большое пространство. Очень удобная сцена, хороший звук, свет. Новый председатель Смоленского отделения Союза театральных деятелей Ольга Федорова – большая умница. Ей удалось возродить настоящий Актерский дом, вдохнуть в него жизнь. Я вижу, с какой любовью она это делает. Такое отношение к своей работе дорогого стоит.

Более двух десятков спектаклей успели посмотреть смоляне за девять дней фестиваля. Возможно, некоторые из них были слишком сложны для восприятия… Зритель слишком привык к легкому жанру.

— Знаете, конечно, можно было бы построить программу только на легких спектаклях. А дальше-то что? А как же главная задача театра? Разве в том, чтобы только развлекать? Нет, конечно! Только когда ты пытаешься осмыслить, понять, прочитать символы, ты растешь и развиваешься духовно, умственно. Ведь именно в такие моменты ты вместе с режиссером и актерами включаешься в работу над спектаклем… У меня вот никак не выходит из головы спектакль Великолукского драматического театра «Ксения Петербургская», особенно работа актрисы, исполнявшей главную роль. Тема сложная, тяжелая. Ей было сложно. Но как точно она попала в образ! Не все зрители выдержали спектакль, кто-то ушел в антракте. Но те, кто досмотрел до конца – какую большую духовную работу они совершили…

На самом деле, представляя самые разные эстетики, замыслы, жанры, театры, наш фестиваль полностью оправдывает свое название. Потому что на этом замечательном большом ковчеге спасаются и уживаются все. И каждый находит своего зрителя.

— Валерий Викторович, а теперь, когда известен и оглашен список победителей, поделитесь, какие постановки лично вам запали в душу?

— Лично для себя я отметил три больших пласта: это «Катерина Измайлова» Белгородской драмы, «Ксения Петербургская», о которой я уже сказал, и костромской «Карнавал в Вероне». Пожалуй, также «Олеся» Брестского театра драмы. Большие, мощные полотна, где и режиссура есть, и яркие актерские работы. Что касается Смоленской драмы, то, безусловно, «Игрок» в постановке главного режиссера театра, Заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского производит сильное впечатление. Здесь налицо узнаваемый режиссерский почерк, стиль, яркая индивидуальность.

— «Смоленскому ковчегу» уже четырнадцать лет… Как он изменился за это время?

— Перемены произошли серьезные. Но самое главное: на сегодняшний день мы уже котируемся в России и за ее пределами, как фестиваль. К нам хотят приехать очень многие. Сейчас, из-за сложной обстановки в мире, не смогли прибыть участники из Швеции, Прибалтики и даже Македонии. Зато совершил невозможное и приехал в Смоленске замечательный театр из Таджикистана. Прекрасно, что гости из разных городов Республики Беларусь активно и регулярно приезжают к нам.

— Валерий Викторович, вы ведь тоже не случайный гость в Смоленске? Работали здесь когда-то как актер?

— На самом деле, это, можно сказать – мой родной город. Действительно, в Смоленской драме у меня когда-то были прекрасные большие работы. Когда я окончил Горьковское театральное училище, мне поступило около восьми приглашений в разные театры страны. И вот, в 1987 году, приехал в Смоленск. Счастлив, что сложилось именно так: здесь я получил прекрасный опыт, колоссальное удовольствие от работы на смоленской сцене. К тому же, этот город познакомил меня с моей супругой, которая в то время была ведущей актрисой Смоленского драматического театра.

Я в ту пору переиграл всех принцев. Но особенная гордость – роль  Лариосика из спектакля «Дни Турбиных», за которую я не раз получал награды. Проработав здесь три года, отыграв массу спектаклей, в начале 90-х я уехал в Москву: начиналась  моя кинокарьера — много снимался в то время. Но Смоленск не забывал: приезжал сюда, устраивал премьерные показы своих фильмов. Возвращался именно потому, что очень любил этот город. Много лет спустя прохожие на улицах Смоленска меня не раз останавливали и спрашивали: «Ведь это вы играли Лариосика в театре?». Меня это так удивляло! Ведь больше двадцати лет с тех пор прошло! А люди помнят! Значит, настолько это были знаковые роли и спектакли.

— Как вы думаете, что ждет в дальнейшем «Смоленский ковчег»? Каким он будет?

— Как там говорится в одном известном фильме: а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? Надеюсь, нам удастся сохранить то, что мы уже сумели создать за эти 14 лет. Чтобы те театры, которые уже с нами, приезжали в Смоленск и в будущем. И еще очень хочется верить, что к девятому по счету «Смоленскому ковчегу», который состоится через два года, границы распахнутся, воцарится мир, и мы сможем увидеть много-много талантливых постановок из других стран.

Беседовала Инна ПЕТРОВА

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности