• Пятница, Март 29, 2024

Горячая весна

admin
Апрель07/ 2017

Кому мы обязаны привычкой палить прошлогоднюю траву и почему некоторые традиции должны оставаться в прошлом

Текст Михаил ЕВДОКИМОВ

Наверное, большинству смолян не раз приходилось видеть вдоль обочин такую картину: не успела оставшаяся с прошлой осени растительность показаться из-под растаявшего снега и немного обсохнуть под первыми лучами весеннего солнца, как кто-то тут же пускает ее под огонь. Впрочем, вряд ли это зрелище способно вызвать удивление: подобное происходит каждую весну, причем не только вдоль дорог, но и, что гораздо хуже, в других, куда менее людных местах. И если даже из окна проходящего мимо поезда расползающийся по сухой траве огонь выглядит угрожающе и нередко вызывает тревогу невольных свидетелей его распространения, то можно представить, насколько опасно может быть пламя, которое никто не видит и, соответственно, никто не сможет вовремя потушить.

Преданья старины глубокой

В чем же причина такого удивительного постоянства? Как оказалось, этой огненной весенней традиции «всего лишь» четыре тысячи лет. Правда, на разных территориях палить траву было принято в разное время, все зависело от скорости, с которой сходит последний оставшийся после зимы снег, и количества сухой травы, из-под него показавшейся. Последнюю, к слову, в древности называли «костра», а костромой величали соломенную куклу, которую символически сжигали во время летних ритуалов.

Традиция устраивать весной пал травы пришла к нам из степных районов. Местные обитатели поджигали старую траву для того, чтобы сквозь пепел быстрее показалась новая, свежая зелень, которой можно было накормить скот. Так что по своему происхождению пал травы – чисто сельскохозяйственное явление. Правда, уже тогда находились особо предприимчивые люди, которые использовали этот хозяйственный метод далеко не в мирных целях. Пользуясь попутным ветром, они ловко избавлялись от конкурентов, поджигая траву в направлении чужих пастбищ. Подобное явление встречалось, к примеру, и в Соединенных Штатах Америки еще в восемнадцатом веке: индейские племена поджигали свои пастбища для того, чтобы можно было охотиться на соблазнившихся свежей зеленью бизонов. В России нечто подобное практиковали кочевники в так называемых диких полях, выжигая конкурентов с пастбищ.

Окончательно на российской земле эта традиция закрепилась к девятнадцатому веку, превратившись в весьма характерное и повсеместное явление. Цель у поджигателей была все та же – ускорить весной рост свежей травы, необходимой для питания скота. Ведь за зиму запасы корма, заготовленные впрок, заканчивались, и нередко для того, чтобы скотина не умерла с голоду, людям приходилось снимать солому с крыш своих домов. Вдобавок именно весной коровы начинают телиться, а значит, корма им нужно еще больше.

При этом ранний пал травы не наносил большого вреда природе. Даже если в огне гибли разбуженные весенним теплом насекомые, это не оказывало губительного воздействия на питающихся ими птиц: если последним не хватало пищи, они, не успев свить гнезда на данной территории, просто перелетали на другое место. Вдобавок высокая плотность тогдашнего деревенского населения позволяла контролировать подобные поджоги. Да и лесистость Смоленщины в те далекие времена составляла всего десять процентов от общей площади, так что деревья (за редким исключением) практически не страдали.

А вот сорняки и неиспользованная в прошлом году солома сгорали дотла, чему крестьяне были несказанно рады. Это освобождало их от необходимости предварять пахоту уборкой, да и сгоревшие таким образом растения становились отличным удобрением. Вот и получается, что в те годы весенний пал травы был абсолютно оправдан с хозяйственной точки зрения.

Плюс на минус

Получается, что сама идея встречать весну палом старой травы совсем не так плоха, как может показаться на первый взгляд. Хотя пострадавшие от этой традиции были и прежде: в огне сгорали полезные растения и не успевшие скрыться от огня животные, да и дома не всегда удавалось защитить. Последнее, к слову, стало одной из причин появления на территории Российской империи первых пожарных дружин. Традиция пала травы продолжалась до Великой Отечественной войны и не вызывала сопротивления со стороны руководства страны. На этот обычай попросту не обращали внимания, ведь в огне вместе с соломой и сорняками сгорал также и мусор, скапливающийся вдоль дорог. Конечно, в те годы пластиковых отходов еще не было, мусор практически на сто процентов состоял из бумаги, а значит, вопрос экологии и ядовитых продуктов горения еще не волновал умы россиян так, как в наше время.

Однако, начиная с шестидесятых годов прошлого века, сельское население страны заметно сокращается и становится старше. И постаревшие малочисленные сельские жители уже не могли контролировать зажженное пламя так же хорошо, как прежде. Закономерный итог: почувствовав волю, огонь все чаще и чаще стал перекидываться на земли лесхозов, уничтожая посадки молодых деревьев. Ответная реакция со стороны властей не заставила себя ждать: руководство страны стало осуждать пал травы и даже ввело за такие поджоги наказание.

Вот только столь древнюю традицию сложно искоренить одним указом. И весенний пал травы продолжается до сих пор. Ведь многие россияне до сих пор уверены, что сжигать старую траву полезно, совершенно не принимая в расчет, что русская деревня уже совсем не та, что прежде. И случаи, когда поджог травы с благими намерениями превращается в неконтролируемый пожар, в наше время совсем не так редки, как нам того хотелось бы. Недаром за подобную верность традициям введена уголовная ответственность. Если в советское время практически все поля и леса обпахивались для того, чтобы в случае чего остановить распространение огня, то в девяностые годы века минувшего это делать перестали, сделав привычный пал травы еще опаснее. Особенно это касается районов «престарелых» деревень, где жителей осталось мало, а пустых и заброшенных домов – много. А хорошо просушенное за зиму строение – прекрасный материал для костра. И хорошо, если в разросшемся из безобидного поджога сильном пожаре обойдется без жертв, вот только далеко не все подобные истории имеют счастливый финал.

Казалось бы, есть выход, как сохранить верность старой традиции, не подвергая природу и человека большой опасности, – палить старую траву можно осенью. Правда, зачастую в это время от дождей трава слишком сырая и горит плохо, так что весна, как ни крути, для избавления от оставшейся с прошлого года растительности подходит куда лучше. Вот и выходит, что столь древняя и в прошлом, несомненно, полезная традиция в наше время превратилась в настоящий бич и бедствие нечерноземной зоны России. А значит, как бы велико ни было наше почтение к традициям предков, с этим обычаем нам все же было бы лучше расстаться.

Метки:

Поделиться с друзьями:

970x90banner
Мы в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Одноклассники


Подписка:
RSS

Ваш email не будет указан. Обязательные поля помечены *. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности